Франция в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.).

Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Ф. было вызвано глубинными изменениями в сословие-правовой структуре страны, которые в свою очередь были вызваны зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло все быстрее в промышленности и торговле, в сельском хоз-ве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития, сословный строй. К XVI в. Фр. монархия утратила представительные учреждения, бывшее ранее, но сохранила свою сословную природу.

Первое сословие-духовенство (ок. 130 тыс.чел), державшее 1/5 всех земель, отличалось большой неоднородностью. М/у верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенство стремилось удержать сословные, чисто феодальные привилегии(взимание десятины). Более тесной стала связь дух-ва с королевской властью и дворянством. По конкордату 1516 г. король получил право назначения на церковные должности. Все высшие церковные посты, связанные с большим богатством и почестями, предоставлялись дворянской знати. Представители дух-ва занимали важные гос-е посты.

Господствовало сословие дворян (400тыс.чел.), державшее 3/5 земель. Двор-во-личный статус, приобретаемый по рождению. Была создана спец, администрация, контролировавшая дворянское происхождение. Двор-во предоставлялось в результате пожалований спец. королевским актом(покупка богатыми буржуа должностей в гос-м аппарате). Это дворяне мантий. Ряд важных общесословных привилегий у двор-ва: право на титул, на ношение определённой одежды и т.д., освобождены от уплаты налогов, повинностей, преимущественное право назначения на придворные, гос-е и церковные долж-ти, право обучения в университетах, военной королевской школе. Утратили право на самостоятельное управление, на дуэль.

3 сословие; Низ - крестьяне, безработные, ремесленники, чернорабочие. Верх-финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты. Значительная часть 3 сословия-крестьяне. Почти исчезли серваж, формарьяж, «право первой ночи». Менморт применялся редко. Выделяются из крест-н зажиточные фермеры., капиталисты арендаторы, сельхоз. работники. Большинство крестьян - цензитарии(держатели сеньриальной земли с традиционными обязанностями и повинностями). К этому времени почти освобождены от барщины. Обременения крестьян - баналитеты и право сеньора охотиться на крестьянской земле.

В переходе к абсолютизму были заинтересованы самые широкие слои населения:

1) двор-во и дух-во, т.к. для них укрепление и централизация гос-й власти-единстве иная возможность сохранить обширные сословные привилегии.;



2) крепнущая буржуазия, т.к. нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы;

3) крестьянство, мечтавшее об установлении мира, справедливости и общественного порядкам королевская власть приобрела большой политический вес и авторитет.

Королевская власть способствовала завершению территориального объединения Ф., формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления, верховная политическая власть всецело переходит к королю и не делится им с др. гос-м и органами.

В XVI в. Генеральные Штаты перестают функционировать. Некоторое Время для рассмотрения проектов важных реформ король собирал нотаблей (феодальную знать). В это же время король полностью подчинил себе католическую церковь. Парижский парламент выступил в качестве политической оппозиции "королевской власти, но король издает нормативные акты, по которым парламент не может опротестовывать и отклонять королевское законодательство.

В 1614г. королевская власть объявлена священной, а фр. монархия-божественной. Власть короля не ограничена, но не выходит за рамки закона. Король, его имущество, семья - принадлежат фр. гос-ву и нации, закреплена политическая свобода короля в сфере законодательства. Центральные органы управления разрослись и усложнились. Феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой гос-й администрации.

В XVI в. появляется должности гос-х секретарей, один из кот-х выполнял функции первого министра. Старые гос-е должности ликвидируются (коннетабль) или теряют значение. Сохраняет былой вес должность канцлера. Возрастает роль гос-х секретарей, кот-м поручаются определенные сферы управления(иностранные дела, военные, морские дела и колонии, внутренние дела). => Быстрый рост централизованного аппарата, его бюрократизация. Большую роль в центральном управлении играл суперинтендант финансов, затем - Генерал контролер финансов(составллл гос-й бюджет, руководил всей экономической политикой, контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов). В 1661г. был создан Большой Совет из герцогов, министров, гос-х секретарей, канцлера и гос-х советников). Рассматривал важные гос-е вопросы, обсуждал проекты законов, принимал административные акты и решал важные судебные дела, Для обсуждения внешнеполитических дел созывался Верхний совет(гос-е секретари по иностранным и военным делам, гос-е советники). Совет деиеш обсуждал вопросы внутреннего управления. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. В H.XVI в. в качестве органа по политике на местах были губернаторы. Постепенно их полномочия свелись к военным. С 1535г. короли посылают в провинции комиссаров, вскоре им присваивается титул интендантов(администраторы) муниципальные советники и мэры перестали избираться, назначались королевской администрацией. В деревнях постоянной королевской администрации не было, низовые администрации. И судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы.



Главным источником поступления средств в казну были налоги, особенно талья и капитация (подушная подать для покрытия военных расходов). Все налоги распределялись м/у представителями 3 сословий. Судебная система сложна. Кое-где сохранились сеньориальная юстиция. Самостоятельная система-церковные суды. Существовали специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские. Запутанна система королевских судов. Низшие суды в превотствах ликвидированы. Сохранились суды в больяжах. Важную роль играл Парижский парламент. Для разгурзки парламентов от растущих апелляционных жалоб королевский эдикт в 1552г. предусмотрел создание особых апелляционных судов в ряде наиболее крупных бальяжей но рассмотрению уголовных и гражданских дел.

Создана регулярная сильная армия. При Людовике XIV6. проведена важная военная реформа, суть кот-й в отказе от найма иностранцев и перехоле к вербовке рекрутов из местного населения. В 1781г. родовое дворянство добилось закрепления за ним исключительного права на занятие офицерских должностей. Создается разветвленная полиция: в провинциях, городах, на крупных дорогах. В 1667г. учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, на кот-ю возлагалась обязанность поддерживать порядок в масштабах всего королевства
Формирование капиталистического уклада началось разложением феодализма ~ формирование абсолютизма. За интересованы в этом широкие слои общества:

В 15-17 веках дворянство и дух-во: для сохранения сословных привелегий, т.к. экономические трудности + политическое давление со стороны 3-го сословия + укрепление и централизации государственной власти.

Крупная буржуазия нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, т.к. нет политической

Крестьяне: установление мира, справедливости и общественного порядка.

Характерные черты перехода к абсолютизму: 1-е-власть носила абсолютный характер, вся власть в руках одного лица; 2-е-создание мощного бюрократического аппарата, состоящего из множества ведомств и должностных лиц; 3-е--наличие хорошо организованной и многочисленной армии.

Абсолютизм «+»:

1) завершение территориального объединения Франции,

2) формирование единой французской нации,

3) быстрее рост промышленности и торговли, т.к. политика протекционизма и меркантельзма,

4) рационализация системы административного управления.

Абсолютизм «-»: королевская власть оторвана от общества и вступает с ним в противоречие, авторитарные и реакционные черты.

Основная цель абсолютизма - спасти феодальный строй + классовые и сословные нривеллегии дворянства. Особые черты: судебно-административный произвол и расточительство королевского двора.

Монархия во Франции

Определение 1

В политологии существует такое понятие, как французский абсолютизм. Под данным понятием понимают абсолютную монархию, которая процветала во Франции в течение двух последних столетий Старого порядка.

Во Франции появление данного вида монархизма было связано с историческими особенностями, а также с тем, что произошла смена сословной монархии, существующий режим был уничтожен за счет проведения Великой Французской революции.

Общее описание установления монархии во Франции выглядело следующим образом. Религиозные войны также оказали значительное влияние на королевскую власть, повлияли на фактор раздробленности, а также независимости, несмотря на тот факт, что имелась центральная власть.

В средние века власть и народ крайне враждовали между собой. Народ хотел быть свободным и своевольным, а дворяне постоянно устраивали междоусобицы между собой, которые доходили даже до убийств. Однако, несмотря на любовь к свободе, народ был готов поддержать ту власть, которая спасла бы государство от анархии в любых формах. Правительство в этот период занималось улучшением условий существования государства и общества в целом.

Например, основными его заботами в этот период стали:

  • поднятие промышленности;
  • внедрение актуальных вопросов финансового управления;
  • облегчение налогов и налоговых платежей, различных пошлин.

Замечание 1

Однако каких-либо существенных подвижек в данной сфере длительное время не наблюдалось.

Так, после 1614 года имели место различные массовые беспорядки. Различные вопросы социального преобразования разрешались не только монархами, но и его управленческим аппаратом. На некоторое время была стабилизирована система налогов, так как правительство предпринимало активные меры в данной сфере. Так, вводились штрафы на дворян и духовенство за проступки, при этом их социальный статус не играл роли. Однако представители указанных сословий были крайне недовольны, что вылилось в общий негатив по данному факту. Привилегированные касты не желали признавать свою вину, а также отвечать за свои проступки так, как за них отвечали другие категории лиц. В последующем, такая практика была прекращена.

Период управление кардинала Ришелье

Не только для истории, но и для политологии имеет важное значение период правления кардинала Ришелье. Его титул – депутат духовного сословия, епископ люсонский, а впоследствии кардинал. Вскоре он становится главным помощником и советником Короля Людовика XIII, долгое время он оказывает ему помощь в управлении государством, а впоследствии становится управленцем Франции, имея при этом неограниченную власть.

При нем окончательно утвердилась абсолютная власть, а также система абсолютизма. Он желал сделать Францию как государство максимально могущественным, а также максимально защищенным от внешних нападений. При Ришелье также была установлена абсолютная монархия, что сыграло значительную роль на развитии государства и его политической системы в целом. Основной целью его деятельности стали следующие позиции:

  • Обеспечение государства силой и могущественной поддержкой;
  • Недопущение вмешательства Римской империи в дела Франции;
  • Военное превосходство Франции над другими государствами;
  • Решение внутренних проблем, в том числе социальных и экономических.

Для того чтобы достигнуть этих целей, Ришелье был готов принести в жертву все остальные отношения. В тридцатилетней войне, которая была направлена на разрешение проблем в государстве, он стоял на стороне протестантов.

Особое значение имеют внутренняя политика Ришелье. В частности, им были предприняты меры, направленные на уничтожение гугенотов. Сам Ришелье был дворянином, однако своей основной целью он считал заставить дворян служить государству, независимо от чина, занимаемого ими. Кроме того, он требовал от дворян обязательной военной подготовки, в противном случае он был готов решать вопрос о лишении их дворянских привилегий.

Замечание 2

В частности, им были введены должности особых королевских комиссаров, которые выбирали людей из дворянства или горожан и заставляли их реализовывать определенную функцию на благо государства. Дворянство очень сильно ущемлялось в своих правах. Кроме того, были запрещены дуэли под страхом смертной казни. Такие меры расположили народ к кардиналу Ришелье, и он, заручившись их поддержкой, вел свои придворные интриги, заговоры, даже по отношению к королю.

Больше всего Ришелье был озабочен сосредоточенностью государственной власти вокруг столицы. Здесь он ввел комитет по наиболее важным делам, занимающийся управленческими функциями. В некоторых провинциях им также были упразднены штаты, что также оказало существенное влияние на формирование политики.

Характеристика современного французского монархизма

Современная характеристика монархизма во Франции сформировалась из исторических фактов. Как мы уже сказали, особое влияние на развитие монархизма оказал Ришелье. Однако важную роль сыграли и другие монархи государства а, привнося в развитии Франции свою историческую лепту.

Особые изменения претерпела система управления. Многие правители были противниками сословных привилегий и хотели привлечь дворян, а также религиозных представителей платить налог с целью увеличения казны государства. Кроме того, многие правители стремились достичь равноправия сословий, что также отразилось на формировании политики в целом. Французы стремились к политической свободе, это и стало определяющим в разрешении вопросов управления.

Замечание 3

Важное влияние также оказала Великая Французская революция, которая длилась 10 лет и полностью преобразовала социальный и политический строй Франции. Правительство стало не просто сословным, а общенародным. Были упразднены какие-либо феодальные права, социальные привилегии, а также разработана специализированная монархическая Конституция. Появление Конституции в 1791 году означало ограничение власти монарха.

История Франции полна внутренних и внешних войн, что создало атмосферу для революции и революционных изменений в политической сфере. Кроме того, некоторое время по стране действовали массовые репрессии в отношении некоторых категорий граждан. Только сегодня Франция стала более свободна от всех предрассудков в данной сфере, граждане получили равные права и свободы, а также обязанности, также была устранена монархическая система. Сегодня Францию возглавляет президент.

История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка Автор неизвестен

23. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ В XVI–XVIII вв.

К началу XVI в. Франция стала единым государством. Формой этого государства становится абсолютная монархия, которая приобрела во Франции наиболее законченную, последовательно выраженную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках главы государства – короля. Словесным символом абсолютизма, приписываемым королю Людовику XIV, является высказывание: «Государство – это я!».

Значительной опорой короля в его постоянной борьбе против крупных феодалов стало третье сословие.

При Людовике XIII (из династии Бурбонов) фактически руководил государственной политикой Франции кардинал Ришелье, совмещавший 32 государственные должности, являвшийся председателем королевского совета в 1624–1642 гг., поэтому его нередко называют первым министром, хотя формально такой должности не существовало. Ришелье провел административные, финансовые, военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство и королевский абсолютизм. Также кардинал Ришелье лишил гугенотов политических прав, которые были предоставлены им Нантским эдиктом короля Генриха IV. Он активно боролся с любой оппозицией сильной королевской власти. При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты, постепенно ликвидируются старые государственные должности (например, придворная должность коннетабля была ликвидирована в 1627 г.), вместо этого создается разветвленная система чиновников разного уровня.

Завершил становление абсолютизма король Людовик XIV (правил в 1643–1715 гг., из династии Бурбонов). В 1661 г. Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет в Большой совет, в который входили король (председатель совета), герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, председательствовавший во время отсутствия короля. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы, для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, особые функции выполняли также Совет депеш и Совет по вопросам финансов. В любом случае последнее слово всегда оставалось за королем.

Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя капитацию – подушную подать, что значительно увеличило королевские доходы. Было введено большое количество косвенных налогов (например, налог на соль), различных королевских сборов и пошлин.

На местах при Людовике XIV была создана система интендантов – специальных правительственных комиссаров с большими полномочиями во всех областях государственного управления, от контроля за банками до борьбы с ересью.

Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент старинного права ремонстрации.

При Людовике XIV в основном завершилось формирование единой системы королевского правосудия хотя в некоторых частях Франции сеньориальная юстиция сохранялась вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно выкупал у крупных феодалов их судебные полномочия в свою пользу.

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги История Англии в Средние века автора Штокмар Валентина Владимировна

Глава XI Абсолютная монархия Тюдоров Установление абсолютизма в Англии. Генрих VII Тюдор Растущее недовольство экспроприируемых народных масс представляло в XVI в. настолько серьезную опасность для имущих классов, что совершенно понятным было стремление дворянства - и

Из книги История Нового времени. Эпоха Возрождения автора Нефедов Сергей Александрович

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ "Честь королей Франции отличается такой чистотой, что на ней видно самое маленькое пятнышко; такое пятнышко заметнее, чем большое пятно на других". Карл V. В истории нет более впечатляющего зрелища, чем рождение новой Империи. На краю гибели, когда

автора Сарайва Жозе Эрману

1668-1777 Абсолютная монархия 59. Абсолютная монархия Принято считать, что во времена Педру II в Португалии была установлена абсолютная монархия, поскольку именно в период его правления португальские кортесы созывались в последний раз. Тенденция к безграничной власти

Из книги История Португалии автора Сарайва Жозе Эрману

59. Абсолютная монархия Принято считать, что во времена Педру II в Португалии была установлена абсолютная монархия, поскольку именно в период его правления португальские кортесы созывались в последний раз. Тенденция к безграничной власти монарха, власти, которой

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

автора

§ 3. Абсолютная монархия Изменения в правовом положении сословий в XVI–XVIII вв. Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

§ 4. Абсолютная монархия Изменения в общественном строе. В течение XIV–XV вв. в экономике и социальной структуре Англии произошли значительные изменения, обусловившие становление абсолютизма.Постепенно происходит капиталистическое перерождение феодального

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Абсолютная монархия Абсолютные монархии возникли в Европе в условиях перехода стран от феодального общества к обществу индустриальному. Главными чертами абсолютной монархии, как она предстает в теориях Ж. Бодена или Т. Гоббса, являются сосредоточение законодательной,

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

21. СЕНЬОРИАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ (IX–XII вв.) Сеньориальная монархия во Франции обычно датируется IX–XIII вв. В этот период в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение.

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора

§ 26.3. Абсолютная монархия XVI - середины XVII вв Политическая централизация В 1485 г., после завершения гражданской войны «Алой и Белой роз» (по гербам соперничавших за престол герцогских домов), в государственной истории Англии начался новый период - политической

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

Раздел IV Абсолютная монархия в России (1700-1860 ГГ.)

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Абсолютная монархия Установленная Людовиком XIV форма абсолютной монархии сохранялась до конца «старого порядка».Людовик XIV не допускал к власти титулованную знать, «приручив» ее придворными должностями.Он выдвигал в министры людей низкого происхождения, щедро

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Абсолютная монархия В 1661 году Людовик XIV добился единства для Французского государства, придав ему определенный стиль. Из этого родилась та абсолютная монархия, которой в те времена восхищаются французы и которой пытаются подражать все короли Европы.Сегодня эти факты

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Интеграция закона шариата и абсолютная монархия Во всех рассмотренных выше империях шариат играл очень важную роль. В Османской империи (как и в других государствах) коммуналистические убеждения шариата связали вместе придворную и простую городскую жизнь. Более того,

Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Серьезным тормозом на пути возникновения абсолютной монархии становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Положение сословий

Как и прежде, в период становления абсолютной монархии во Франции первым сословием в государстве было духовенство , которое, полностью сохраняя свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью. Между верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенство проявляло единство только в своем ревностном стремлении удержать сословные, число феодальные привилегии (взимание десятины и др.). Более тесной стала связь духовенства с королевской властью и дворянством. Все высшие церковные посты, связанные с большим богатством и почестями, предоставлялись королем дворянской знати. В свою очередь представители духовенства занимали важные, а иногда и ключевые посты в государственном управлении (Ришелье, Мазарини и др.). Таким образом, между первым и вторым сословиями, имевшими ранее глубокие противоречия, сложились более прочные политические и личные узы.

Господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества занимало сословие дворян . Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, а поэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. В целом светские феодалы (вместе с королем и членами его семьи) держали 4/5 земель во Франции. Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобретаемый главным образом по рождению.

Дворянство предоставлялось также в результате пожалования специальным королевским актом. Это было связано, как правило, с покупками богатыми буржуа должностей в государственном аппарате, в чем была заинтересована королевская власть, постоянно испытывавшая нужду в деньгах. Такие лица обычно назывались дворянами мантий, в отличие от дворян шпаги (потомственных дворян). Старое родовое дворянство (придворная и титулованная знать, верхушка провинциального дворянства) с презрением относилось к "выскочкам", получившим звание дворянина благодаря своим должностным мантиям. К середине XVIII в. было примерно 4 тыс. дворян мантий. Их дети должны были нести военную службу, но затем, после соответствующей выслуги (25 лет), становились дворянами шпаги.

Подавляющую массу населения во Франции в XVI-XVII вв. составляло третье сословие , которое все более становилось неоднородным. В нем усилилась социальная и имущественная дифференциация. В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступенях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.
Несмотря на рост городского населения и его увеличивавшийся вес в общественной жизни Франции, значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В связи с развитием капиталистических отношений в его правовом положении произошли изменения. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабочие. Однако подавляющее большинство крестьян было цензитариями, т.е. держателями сеньоральной земли с вытекающими отсюда традиционными феодальными обязанностями и повинностями. Цензитарии к этому времени почти полностью были освобождены от барщинных работ, но зато дворянство постоянно стремилось к увеличению ценза и других поземельных поборов. Дополнительными обременениями для крестьян были баналитеты, а также сеньора охотиться на крестьянской земле.
Исключительно тяжелой и разорительной для крестьянства была система многочисленных прямых и косвенных налогов. Королевские сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам. Откупщики проявляли такое рвение при взимании законных и незаконных сборов, что многие крестьяне были вынуждены продавать свои постройки и инвентарь и уходить в город, пополняя ряды рабочих, безработных и нищих.

Возникновение и развитие абсолютизма

Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. Абсолютизм во Франции был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.

В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.

Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.

Усиление королевской власти

Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.

В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI-XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. В 1673 году королем парламент был лишен права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация могла быть заявлена лишь отдельно.

Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Окончательно утверждаются представления о и неограниченной власти короля. Все чаще государство начинает отождествляться с короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людовику XIV: "Государство - это я!".
Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только ему одному по принципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

Создание централизованного аппарата управления

При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации.
В XVI в. появляются должности государственных секретарей , один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра.
Старые государственные должности ликвидируются (например, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер , который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.
Потребность в специализированной центральной администрации привела в конце XVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике XIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников. Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к его . В XVIII в. вводится должность заместителей государственных секретарей, при них создаются значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делятся на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников.

Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов . Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.

Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет , куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет , куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.

Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Некоторые должности (например, бальи) сохранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определены, что порождало многочисленные жалобы и споры. Особенности местной администрации нередко проистекали из сохранения в некоторых частях королевства старой феодальной структуры (границ бывших сеньорий), церковной земельной собственности. Поэтому политика централизации, которую проводила королевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции.

В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы . Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.
Для укрепления своих позиций в провинциях короли, начиная с 1535 года, посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов . Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. В первой половине XVII в. полномочия последних были несколько ограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена. В 1653 году система интендантов была вновь восстановлена, и они стали назначаться в специальные финансовые округа. Интенданты имели прямые связи с центральным правительством, прежде всего с Генеральным контролером финансов. Функции интендантов были чрезвычайно широки и не ограничивались финансовой деятельностью. Они осуществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статистические сведения, относящиеся к промышленности и сельскому хозяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспечением их продовольствием и т.д. Наконец, они могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства.

Централизация коснулась и городского управления . Муниципальные советники (эшвены) и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией (обычно за соответствующую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. приходит в упадок.

Судебная система

Несмотря на усиливающуюся централизацию судебной системы, она также оставалась архаичной и сложной. Она включала:

  • королевские суды;
  • сеньориальную юстицию (королевские ордонансы лишь регламентировали порядок ее осуществления);
  • церковные суды (юрисдикция которых уже ограничивалась в основном внутрицерковными делами);
  • специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др.

Крайне запутанной была система королевских судов. Низшие суды в превотствах к середине XVIII в. были ликвидированы. Сохранились суды в бальяжах, хотя их состав и компетенция постоянно изменялись. Важную роль, как и прежде, играл Парижский парламент и судебные парламенты в других городах. Для разгрузки парламентов от растущих жалоб королевский эдикт в 1552 году предусмотрел создание особых апелляционных судов в ряде наиболее крупных бальяжей по рассмотрению уголовных и гражданских дел.

Армия и полиция

В период абсолютизма завершилось создание централизованно построенной постоянной армии, которая была одной из крупнейших в Европе, а также регулярного королевского флота.

При Людовике XIV была проведена важная военная реформа , суть которой состояла в отказе от найма иностранцев и в переходе к вербовке рекрутов из местного населения (матросов - из прибрежных провинций). Солдаты вербовались из низших слоев третьего сословия, нередко из деклассированных элементов, из "лишних людей", быстрый рост числа которых в связи с процессом первоначального накопления капитала создавал взрывоопасную обстановку. Поскольку условия солдатской службы были крайне тяжелыми, вербовщики часто прибегали к обманам и хитростям. В армии процветала палочная дисциплина. Солдаты воспитывались в духе безусловного выполнения приказов офицеров, что позволяло использовать воинские части для подавления восстаний крестьян и движений городской бедноты.
Высшие командные посты в армии были отведены исключительно представителям титулованной знати. При замещении офицерских постов нередко возникали острые противоречия между потомственным и служилым дворянством. В 1781 году родовое дворянство добилось закрепления за ним исключительного права на занятие офицерских должностей. Такой порядок комплектования офицерства отрицательным образом сказывался на боевой подготовке армии, был причиной некомпетентности значительной части командного состава.

При абсолютизме создается разветвленная полиция : в провинциях, в городах, на крупных дорогах и т.д. В 1667 году была учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, на которого возлагалась обязанность поддерживать порядок в масштабах всего королевства. В его распоряжении находились специализированные полицейские подразделения, конная полицейская гвардия, судебная Полиция, проводившая предварительное расследование.
Особое внимание уделялось укреплению полицейской службы в Париже. Столица была поделена на кварталы, в каждом из которых действовали особые полицейские группы, возглавляемые комиссарами и сержантами полиции. В функции полиции наряду с поддержанием порядка и розыска преступников входил контроль за нравами, в частности наблюдение за религиозными манифестациями, надзор за ярмарками, театрами, кабаре, трактирами, домами терпимости и т.п. Генерал-лейтенант наряду с общей полицией (полицией безопасности) возглавлял также политическую полицию с разветвленной системой тайного сыска. Был установлен негласный контроль за противниками короля и католической церкви, за всеми лицами, проявляющими свободомыслие.

Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.

Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации".

22. Абсолютная монархия во Франции.

Абсолютная монархия во Франции (Абсолютизм) (XVI-XVIIIвв.)

Франция – это классический образец абсолютизма.

К концу XVв. политическое объединение завершилось, Франция стала единым централизованным государством (таким образом, постепенно устанавливается унитарная форма государственного устройства).

Общественный строй

Начало XVIв. характеризуется бурным развитием промышленности, появляются различные технические усовершенствования, новый ткацкий станок и т.д. Мелкое производство сменяется более крупным, основанным на наёмном труде – мануфактурами. В них существует разделение труда, используется труд наёмных рабочих. Происходит процесс первоначального капиталистического накопления, капитал образуется, прежде всего, у купцов (особенно у тех, кто вёл заморскую торговлю), у владельцев мануфактур, у крупных ремесленников, мастеров. Эта городская верхушка складывается в класс буржуазии, и по мере роста богатств возрастало её значение в феодальном обществе. Итак, в области промышленности происходит развитие капиталистического способа производства. Но основная масса населения была занята в сельском хозяйстве, а в нём существовали феодально-крепостнические отношения, феодальные путы, т.е. в деревне существует феодальный уклад.

Социальная структура меняется. По-прежнему существуют три сословия. По-прежнему первое сословие – духовенство, второе - дворянство. При этом дворянство ещё с XVв. расслаивается на дворянство «шпаги» (старое потомственное дворянство, которое имеет доступ ко всем офицерским должностям) и дворянство «мантий» (люди, купившие дворянский титул и придворную должность за высокую сумму). Дворянство «шпаги» к дворянству «мантий», занимающем судейские и подобные должности, относится достаточно пренебрежительно, как к выскочкам. Среди дворянства «шпаги» особенно выделяется придворная аристократия, фавориты короля. Люди, которые занимают должность при короле (sinecura). На основе третьего сословия скалывается класс буржуазии, причём выделяется крупная буржуазия (финансовая буржуазия, банкиры). Эта часть срастается с придворной знатью, это опора короля. Вторая часть – средняя буржуазия (промышленная буржуазия, самая значительная, крепнущая часть буржуазии, которая настроена к королю более оппозиционно). Третья часть буржуазии – мелкая буржуазия (ремесленники, мелкие торговцы; настроена эта часть к королю ещё более оппозиционно, чем средняя).

Крестьяне повсеместно откупались от личной зависимости, и большинство крестьян (мы видели это ещё в предыдущий период) сейчас цензитарии, т.е. лично свободные, обязанные платить сеньору денежную ренту, находятся в поземельной зависимости, на них основной налог, основные поборы и в пользу государства, и в пользу церкви, и в пользу сеньора падали.

И в это же время зарождается пролетариат (предпролетариат) – рабочие мануфактур. Близко к ним по положению стоят подмастерья, ученики, которые работают на своих мастеров.

На определённом этапе, когда в недрах феодального строя развиваются феодальные отношения, устанавливается своеобразное равновесие сил двух эксплуататорских классов, ни одна из которых перетянуть не может. Буржуазия экономически сильна, но лишена политической власти. Она тяготиться феодальными порядками, но до революции ещё не созрела. Дворянство держится цепко за свои права и привилегии, презирает богачей-буржуа, но обойтись без них и без их денег уже не может. В этих условиях, воспользовавшись этим равновесием, используя противоречия между этими двумя классами, государственная власть добивается значительной самостоятельности, происходит возвышение королевской власти, как кажущейся посредницы между этими классами, и формой правления становится абсолютная монархия.

Государственный строй.

Он характеризуется следующими чертами:

1. Небывалое усиление власти короля, полнота всей власти. И законодательной, и исполнительной, и финансовой, и военной… Единоличные акты короля становятся законом (принцип, который в римском государстве действовал).

2. Генеральные Штаты созываются всё реже и реже, и наконец, с 1614 года не созываются вообще вплоть до начала Французской буржуазной революции (Великой Французской революции) 1789 г.

3. Опора на бюрократический аппарат, становление бюрократического разветвлённого аппарата. Число чиновников резко возрастает.

4. Утверждается унитарная форма государственного устройства.

5. Опорой власти короля, помимо чиновничества, является постоянная армия, разветвлённая сеть полиции.

6. Уничтожен сеньориальный суд. И в центре, и на местах он заменён <королевскими судьями>.

7. Церковь подчиняется государству и становится надёжной опорой государственной власти.

Установление абсолютной монархии началось при короле Франциске I(1515-1547 гг.) и завершено было благодаря деятельности кардинала Ришелье (1624-1642 гг.). Уже ФранцискIотказался от созыва Генеральных Штатов. ФранцискIподчинил себе церковь. В 1516 г. между ним и Римским Папой ЛьвомXв городе Болония был заключён конкордат (дословно – «сердечное соглашение»), по которому назначение на высшие церковные должности принадлежит королю, а папа осуществляет посвящение в сан.

При приемниках Франциска Iразвязались гугенотские войны (протестанты с католиками воевали длительное время). Наконец, ГенрихIVиз гугенотов решил принять католичество, сказав: «Париж стоит мессы». Окончательное утверждение абсолютизма во Франции связано с деятельностью кардинала Ришелье. Он был первым министром при короле ЛюдовикеXIII. Кардинал говорил: «Моя первая цель – величие короля, моя вторая цель – величие королевства». Ришелье поставил цель создать централизованное государство с неограниченной королевской властью. Он проводит серию реформ:

1. Провёл реформу государственного управления

А) в центральном аппарате большую роль стали играть государственные секретари. Они составляли «малый королевский совет». Они состояли из чиновников короля. Этот малый совет имел реальное значение в управлении. Был большой совет из «принцев крови». Он начинает играть всё больше декоративную роль, т.е. реальное значение большой совет утрачивает, знать от управления отстраняется.

Б) на местах: в провинции из центра посылались должностные лица «интенданты» - чиновники, контролёры над губернаторами. Подчинялись малому совету и сыграли важную роль в преодолении местничества, местнического сепаратизма губернаторов, в централизации, в укреплении центральной власти.

2. Ришелье повёл наступление на парижский Парламент, который (помимо судебной функции) имел право на регистрацию королевских эдиктов и, в связи с этим, имел право на протест, на ремонстрацию, т.е. право объявить своё несогласие с королевским законом. Парламент был вынужден подчиниться воле Ришелье и своё право на ремонстрацию практические не осуществлял.

3. Ришелье, поощряя развитие промышленности и торговли, вместе с тем жестоко расправлялся с теми городами, которые ещё пытались проявить свою независимость, возвысить своё самоуправление.

4. Важной частью политики Ришелье было усиление армии и флота, при этом большое внимание он уделял деятельности разведки и контрразведки. Создан был разветвлённый полицейский аппарат.

5. В области финансовой политики Ришелье с одной стороны говорил, что особо чрезмерно увеличивать налоги нельзя, что надо учитывать положение народа, т.е. с одной стороны он выступал против чрезмерного увеличения налогов. В то же время на практике налоги при нём возросли в 4 раза, и он сам же в той же своей книге пишет: «Крестьянин, подобно молу, портится без работы, и поэтому надо с него взимать соответствующие налоги».

Расцвет абсолютизма во Франции падает на время правления Людовика XIV(1643-1715 гг.), его называют «король-солнце», это он говорил: «Королевство – это я». Власть короля никак и ничем не ограничена, опора на чиновничество, на полицию, при этом чиновники и полицейские в том числе получают ничем не ограниченные полномочия, устанавливается полицейский надзор. Получают распространение «приказы в запечатанных конвертах», т.е. чиновник получает бланк с приказом об аресте, туда достаточно было вписать любую фамилию, любое имя, чтобы человек бесследно исчез. То есть произвол в высшей степени чиновничества, полиции и бюрократии. Это всё характерно для абсолютистского государства.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot