Требования безопасности при ручном перемещении грузов. Общие правила и меры безопасности при перемещении грузов на территории предприятия

размер шрифта

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И РАЗМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ- ПОТ РМ-007-98 (утв-... Актуально в 2018 году

6.12. Требования при ручном перемещении грузов.

6.12.1. Рабочая одежда должна быть приведена в порядок: обшлага рукавов застегнуты или обвязаны, одежда заправлена так, чтобы не было развевающихся концов, волосы подобраны под головной убор, а головной убор надет облегающе плотно. Работники в неопрятной, грязной и промасленной одежде к работе допускаться не должны.

6.12.2. Индивидуальные средства защиты (рукавицы, очки, респираторы и т.п.), инструменты и приспособления должны быть проверены и в случае их непригодности или неисправности заменены на исправные.

6.12.3. При выполнении работ на постоянных площадках должна быть проведена подготовка рабочих мест к работе:

6.12.3.1. Погрузочно - разгрузочная площадка и проходы не должны быть загромождены, на площадках и проходах не должно быть ям, рытвин, посторонних предметов и скользких мест (скользкие места необходимо посыпать песком).

6.12.3.2. В складских помещениях, расположенных в подвалах и полуподвалах, люки, трапы, подъемники должны быть в исправном состоянии.

6.12.3.3. Освещение мест производства работ должно быть достаточным для безопасного выполнения работ.

6.12.3.4. О выявленных недостатках, неисправностях необходимо сообщить непосредственному руководителю работ и без ее указания к работе приступать не разрешается.

6.12.4. Переносить груз массой одного места до 80 кг разрешается вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м, в остальных случаях необходимо применение тележек, вагонеток, талей.

6.12.5. Переносить груз массой более 80 кг одному грузчику запрещается.

6.12.6. Поднимать или снимать груз массой одного места более 50 кг необходимо вдвоем.

6.12.7. Груз массой одного места более 50 кг поднимать на спину или снимать со спины грузчика должны другие грузчики.

6.12.8. Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг должны производиться с применением грузоподъемных механизмов (талей, блоков, лебедок), а также с применением покатов и т.п.

Ручная погрузка и разгрузка таких грузов разрешается только на временных площадках под руководством опытного бригадира и при условии, что на одного грузчика будет приходиться не более 50 кг груза.

6.12.9. При применении для разгрузки и погрузки грузоподъемных механизмов и приспособлений грузчики должны знать соответствующие инструкции и правила по безопасному их применению и иметь навыки обращения с ними.

6.12.10. При совместной работе с другими грузчиками должны точно выполняться распоряжения бригадира или старшего работника.

6.12.11. Не допускается загромождение установленных проходов и проездов.

6.12.12. Не допускается укладка грузов на неисправные стеллажи, козлы, подмости, на неподготовленные места хранения грузов.

6.12.13. Не допускается складирование материалов навалом вплотную к стенам сооружений и устройств. Зазор должен быть не менее 25 см.

6.12.14. Укладка грузов в штабеля должна производиться так, чтобы штабеля были устойчивы. Между штабелями должны оставляться проходы, проезды установленной ширины.

6.12.15. Запрещается беспорядочное складирование грузов. Места для складирования должны быть своевременно подготовлены, выровнены, а в зимнее время должны быть очищены ото льда и снега.

6.12.16. Если груз переносится группой работников, каждый должен идти в ногу со всеми.

6.12.17. Длинномерные грузы должны переноситься на одноименных плечах (правых или левых). Поднимать и опускать длинномерный груз необходимо по команде бригадира или старшего работника.

6.12.18. При переноске груза на носилках необходимо обоим работникам идти в ногу. Команду для опускания груза, переносимого на носилках, должен подавать работник, идущий сзади.

6.12.19. Погрузку и разгрузку бензина, керосина, нефти и др. следует производить перекачкой с применением сливных шлангов. Заполнение емкостей ведрами, открытым переливом, а также слив нефтепродуктов не через шланги запрещается.

6.12.20. При погрузке и разгрузке бочек с этилированным бензином или бензолом грузчики должны до начала работ изучить инструкции по безопасному обращению с ними и выполнять требования этих инструкций.

6.12.21. При погрузке и разгрузке пылящих материалов необходимо применение защитных очков и респираторов.

6.12.22. Переносить или перевозить грузы, содержащие кислоты, щелочи и др. химически активные вещества, допускается только в плетеных корзинках или деревянных обрешетках на специально приспособленных носилках или ручных грузовых тележках.

Погрузка и разгрузка бутылей с этими веществами, установка их в транспортные средства должны производиться двумя грузчиками. Переноска бутылей с кислотой на спине или на плече запрещается.

6.12.23. Запрещается установка грузов в стеклянной таре в два яруса без соответствующих прокладок, предохраняющих нижний ряд от боя во время транспортирования или хранения на складе.

6.12.24. Грузить, разгружать, перемещать грузы с кислотами и др. химически активными веществами грузоподъемными механизмами, за исключением лифтов и шахтоподъемников, запрещается.

6.12.25. Перемещать баллоны со сжатыми и сжиженными газами разрешается только на специальных тележках или носилках с гнездами для баллонов, обитых войлоком.

Запрещена переноска баллонов на плечах, применение подъемно - транспортных средств, т.к. их падение опасно взрывом.

6.12.26. Погрузка и разгрузка особо опасных грузов может производиться под руководством ответственного производителя работ или ответственного работника, отпускающего или принимающего эти грузы. Работы должны производиться с особой осторожностью и только после прохождения специального инструктажа.

6.12.27. В места хранения сыпучих материалов (песка, угля, шлака и т.п.), даже при небольшой высоте штабеля, работы подкопом с оставлением нависающих козырьков запрещаются.

6.12.28. Штучные грузы, уложенные в штабель, во избежание обрушения штабеля, необходимо брать только сверху с выполнением мер по обеспечению устойчивости штабеля.

6.12.29. Перед укладкой тяжелых грузов на месте их складирования должны быть уложены подкладки для исключения возможного травмирования при опускании груза и обеспечения извлечения стропов из-под груза.

6.12.30. При перемещении катучих грузов (бочек, рулонов и др.) грузчик должен находиться сзади перемещаемого груза, толкая его от себя.

6.12.31. При работе нескольких грузчиков необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травм инструментом или обрабатываемыми грузами. При переноске грузов сзади идущий должен соблюдать расстояние не менее 3 м от впереди идущего работника.

6.12.32. При переноске груза работник должен выбирать свободный, ровный и наиболее короткий путь; нельзя ходить по уложенным грузам, нагонять и перегонять впереди идущих грузчиков (особенно в узких и тесных местах), переходить дорогу перед движущимся транспортом.

6.12.33. Очистку поднятого кузова автосамосвала от остатков груза (битума, асфальта и т.п.) следует производить специальными скребками или лопатами с удлиненными ручками, находясь на разгрузочной площадке. Очищать кузов от остатков груза находясь на или в кузове, на колесе, а также встряхивать кузов гидросистемой подъемника кузова, наносить удары по кузову для удаления остатков груза не допускается.

6.12.34. Длинномерный груз (бревна, рельсы и т.п.) разрешается грузить на автомашину с прицепом, имеющую приспособления для крепления груза (съемные или откидные стойки, прочные цепи и т.п.).

6.12.35. При погрузке и разгрузке длинномерных грузов вручную следует пользоваться покатами и выполнять эту работу должны не менее двух грузчиков.

6.12.36. При разгрузке тяжеловесных длинномерных грузов необходимо применять страховку груза канатами и соблюдать меры личной безопасности. При накатывании длинномерного груза нельзя находиться с противоположной стороны его движения, а при укладке груза в кузов нельзя находиться на торцовой стороне длинномера со стороны кабины. Выполнять укладку груза в кузове транспортного средства следует с применением лома или ваги.

6.12.37. Подкатку бревен к месту укладки в штабель или при погрузке на транспортное средство следует производить вагами или ломами, подталкивать бревно руками запрещается.

6.12.38. При разгрузке бревен запрещается находиться перед грузом. Запрещается сбрасывать одновременно несколько бревен.

6.12.39. После выполнения работ необходимо привести в порядок рабочее место, проходы и проезды должны быть свободными и установленных габаритов, погрузочно - разгрузочные средства, инструмент и приспособления должны быть очищены, приведены в порядок и сданы на хранение. Обо всех замечаниях и выявленных при работе неисправностях необходимо сообщить руководителю работ (мастеру, бригадиру) и сменщику.

6.12.40. Перед тем, как открыть двери крытых вагонов, необходимо наружным осмотром убедиться в исправности их закрепления. Неисправные двери должны открываться под руководством мастера и в присутствии осмотрщика вагонов.

6.12.41. При открытии дверей крытых вагонов запрещается находиться против дверей, т.к. при этом не исключена возможность падения двери или груза, находящегося в вагоне.

Грузчики при открытии двери вагона должны находиться сбоку и открывать дверь на себя, держась за ее поручни.

6.12.42. Запрещается, открывая дверь, упираться в кронштейн и налегать на дверь, т.к. это может привести к потере равновесия и к падению.

6.12.43. Закрывать двери крытого вагона необходимо находясь сбоку и двигать дверь за поручни от себя.

6.12.44. Открывая борта железнодорожных платформ, работники должны находиться со стороны торцов борта во избежание удара падающим бортом.

6.12.45. Закрывать борта платформ следует в таком порядке: поднимается торцовый борт, при этом работники должны находиться со стороны торцов борта, и после того, как один из работников, находясь на вагоне, будет удерживать торцовый борт, остальные работники должны поднимать продольные борта. Запрещается при этих операциях находиться против борта.

Открытие и закрытие неисправных бортов платформы должно производиться под руководством мастера или бригадира.

6.12.46. Открытие люков хопперов и полувагонов является опасной операцией, т.к. падающий груз из люка и сам люк могут причинить серьезные травмы, поэтому находиться против люка запрещается. При открытии люков необходимо находиться сбоку от люков. Открывать люки из-под вагона запрещается.

6.12.47. Открытие люков хоппера должно производиться обязательно двумя работниками.

6.12.48. При открытии люков хопперов и полувагонов не допускается нахождение работников в вагоне.

6.12.49. Открывая люки полувагонов и хопперов на складах, где нет эстакад, необходимо проявлять особую осторожность, т.к. падающий груз может раскатиться и нанести травмы работникам даже в том случае, когда они находятся сбоку от люка.

6.12.50. При разгрузке вагонов на эстакадах запрещается открывать люки, если под или вблизи эстакады находятся люди, машины, механизмы.

6.12.51. Открывать люки хопперов и полувагонов на эстакаде разрешается при свободных от материалов предыдущей выгрузки ходовых настилах.

6.12.52. Открывать двери крытых вагонов на эстакадах, не имеющих ходовых настилов, запрещается.

6.12.53. Закрытие люков должно производиться непосредственно на месте выгрузки с применением специальных ломиков двумя работниками. Женщинам запрещается открывать и закрывать люки полувагонов на эстакадах, где нет ходовых настилов.

6.12.54. При закрытии бортов платформ вся увязочная проволока должна быть снята с вагона.

6.12.55. При разгрузке вагонов со смерзшимся грузом с применением кирок, клиньев, отбойных молотков и т.п. необходимо, чтобы работники в вагоне располагались так, чтобы исключалась опасность травмирования работающего рядом, травмирования от обрушения висящих смерзшихся глыб, разлетающихся при этом кусков груза.

6.12.56. Откатывание крупных глыб смерзшегося груза необходимо производить с использованием ломов. Откатывание руками запрещается.

6.12.57. Запрещается производить разгрузку вагонов со смерзшимся грузом киркованием груза вдоль борта вагона. Киркование следует производить равномерно по всей ширине вагона.

6.12.58. Работы по выгрузке смерзшихся грузов должны производиться под руководством мастера или другого лица, ответственного за безопасное производство работ.

6.12.59. Ручная пробивка смерзшихся сыпучих материалов допускается только сверху отбойными молотками.

6.12.60. К работе отбойным молотком должны допускаться работники, прошедшие специальное обучение.

6.12.61. При подключении отбойного молотка к сети необходимо:

6.12.61.1. Проверить шланги, штуцера, крепление штуцеров. Шланги не должны иметь повреждений, штуцера должны быть плотно подтянуты хомутами. Применение проволочных скруток запрещено.

6.12.61.2. Продуть вентиль перед присоединением шланга, продуть шланг перед присоединением молотка.

6.12.61.3. Проверить, закрыт ли вентиль.

Присоединение и отсоединение отбойного молотка к сети должно производиться при закрытом вентиле на воздушной магистрали.

6.12.62. При работе отбойным молотком необходимо оберегать шланг от повреждений, следить за нагревом хвостовика пики (при сильном нагреве возможно ее заедание, поэтому необходимо произвести своевременную ее замену), оберегаться от удара пики.

6.12.63. При коротких перерывах в работе молоток должен быть размещен так, чтобы он не загрязнялся, при длинных перерывах в работе молоток следует хранить в теплом помещении во избежание замерзания смазки.

6.12.64. Разгрузка платформы с пиломатериалами должна производиться под руководством бригадира:

6.12.64.1. При устойчивом положении груза на платформе разгрузка должна производиться в следующем порядке:

срезается вся увязка;

укладываются слеги;

Удаляются стойки со стороны фронта выгрузки;

производится разгрузка по слегам.

6.12.64.2. При неустойчивом положении груза на платформе разгрузка должна производиться с особой осторожностью и в следующем порядке:

крайние стойки подпираются рычагами;

срезается вся увязка;

укладываются слеги;

удаляются средние стойки со стороны разгрузки;

срезаются крайние стойки на высоте около 0,5 м от пола платформы;

производится разгрузка на слеги всех рядов пиломатериала до уровня срезанных стоек.

6.12.65. Во избежание обвала пиломатериалов выгрузка должна производиться рядами по горизонтали.

6.12.66. При разгрузке обледенелых досок, а также покрытых снегом или инеем, при укладке их в штабель запрещается ходить по таким доскам, становиться на них. Такие доски должны быть убраны с пути движения грузчиков и отдельно штабелированы.

6.12.67. Разгрузка скатнобочкового груза (рулонов, бочек и др.) должна производиться под руководством бригадира с использованием слег. Скатывать такой груз по слегам без поддержки веревками, находиться между слегами или сбоку слег при разгрузке запрещается.

6.12.68. Разгрузка кирпича вручную должна производиться на заранее подготовленные ровные площадки, в зимнее время - на очищенные от снега и льда ровные площадки. Штабеля должны выкладываться вертикально, высотой до 1,8 м. Для разгрузки в вагон должен быть подан и закреплен крючьями трап (сходни) шириной не менее 600 мм из досок толщиной не менее 40 мм. Для исключения прогиба под трап (сходни) при длине более 3 м должны быть установлены козлы.

6.12.69. При разгрузке пылящих грузов работники обязаны пользоваться очками, респираторами или противогазами, и им должен предоставляться 10-минутный отдых (со снятием респиратора или противогаза) каждый час работы с включением этих перерывов в норму выработки.

6.12.70. Погрузка и выгрузка кислородных баллонов должны производиться в специально выделенных и оборудованных местах работниками, прошедшими специальное обучение, инструктаж и допущенными к работе в установленном порядке, и должны производиться, как правило, в дневное время или, как допущение, в ночное при достаточном освещении места работы.

6.12.71. При погрузке, выгрузке и переноске кислородных баллонов запрещается:

6.12.71.1. Переносить баллоны на плечах и спине, кантовать и переваливать, волочить, бросать, толкать, ударять по баллонам, пользоваться при перемещении ломами.

6.12.71.2. Допускать к работам грузчиков в замасленной одежде, с замасленными грязными рукавицами.

6.12.71.3. Курить и применять открытый огонь.

6.12.71.4. Браться для переноски баллонов за вентиль.

6.12.71.5. Транспортировать баллоны без колпаков на вентилях.

6.12.71.6. Размещать баллоны вблизи нагревательных приборов, горячих деталей и печей, оставлять их не защищенными от прямого воздействия солнечных лучей.

6.12.72. При обнаружении утечки кислорода из баллона (устанавливается по шипению) работник обязан немедленно доложить об этом бригадиру.

6.12.73. При выгрузке и погрузке баллонов необходимо оберегать от попадания на них масла, т.к. взаимодействие масла с кислородом может привести к взрыву.

6.12.74. Работы по погрузке и выгрузке кислот и других едких веществ должны производиться под руководством бригадира. Места перегрузки должны быть хорошо освещены, применение открытого огня, курение запрещены.

6.12.75. При переноске бутылей с кислотами в корзинах грузчики должны убедиться в исправности и надежности корзины, ручек. Корзины с бутылями при складировании должны ставиться в один ряд.

6.12.76. Переноска бутылей с кислотами и другими едкими веществами на спине, плечах или в руках перед собой одним грузчиком запрещается.

Каждая бутыль должна переноситься на носилках, имеющих специальные гнезда, двумя грузчиками.

6.12.77. При обнаружении разбитых бутылей или серьезного повреждения тары работа должна производиться с принятием особых мер предосторожности во избежание ожогов содержащимися в них веществами.

Раздел:
Короткий путь http://bibt.ru <<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>

17. Перемещение грузов вручную требования техники безопасности.

Законодательство об охране труда нормирует работу по перемещению груза. КЗОТ запрещает назначать на погрузочно-разгрузочные работы подростков до 18 лет.

При переноске тяжестей вручную по горизонтальной поверхности на расстоянии до 60 м. предельная нагрузка для взрослого мужчины составляет 50 кг, при условии подъема груза на спину и снятия со спины подсобным рабочим - до 80 кг.

Предельный вес переноски груза для женщин установлен 20 кг, а для 2 женщин на носилках вес груза вместе с носилками не должен превышать 50 кг.

Законодательством установлены нормы перемещения груза на одноколесных, двух- и четырехколесных тележках, а также и на тележках по рельсовому пути.

Для случаев перемещения грузов в вертикальном направлении нормальным подъемом, т. е. подъемом, который можно производить без особых приспособлений, считается 1,5 м. Общий подъем груза на вертикали вручную допускается до высоты 3 м. При укладке груза на этой высоте грузчик должен подниматься по наклонной плоскости с наклоном 1:3 (высота к заложению).

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА № __________

ПРИ РУЧНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ

1. Общие положения

1.1. Инструкция по охране труда (далее - инструкция) разработана в соответствии с требованиями Закона Украины "Об охране труда" и устанавливает правила выполнения работ и поведения работника на территории предприятия, в производственных помещениях и на рабочем месте в соответствии с государственными, межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами об охране труда.

1.2. Действие инструкции распространяется на все подразделения предприятия.

1.3. В соответствии со статьей 18 Закона Украины "Об охране труда" работник обязан "знать и выполнять требования нормативных актов об охране труда, правила обращения с машинами, механиз­мами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры".

1.4. В зависимости от конкретных условий организации производственного процесса, а также в связи с допущенными авариями и несчастными случаями в инструкцию могут вноситься изменения и дополнения, которые излагаются на отдельном листе c подписью руководителя соответствующего структурного подразделения.

1.5. Инструкция является обязательным для выполнения нормативным документом для рабочих, занятых ручным перемещением грузов в строительном производстве.

1.6. К ручному перемещению грузов допускаются лица, которые прошли медицинский осмотр, инструктаж по охране труда по выполняемой работе (по основной профессии) и ознакомлены с данной инструкцией.

1.7. Рабочие, занятые ручным перемещением грузов, должны проходить следующие инструктажи по охране труда:

а) вводный - при принятии на работу;

б) первичный - на рабочем месте;

в) повторный - не реже одного раза в 3 месяца;

г) внеплановый - при нарушении требований безопасности труда, что привело или могло привести к аварии или несчастному случаю; при изменении технологического процесса;

д) целевой - при выполнении разовых работ, непосредственно не связанных с обязанностями по специальности, ликвидации аварии, стихийного бедствия, проведении работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы.

1.8. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.

При отсутствии средств механизации допускается перемещать грузы вручную с соблюдением норм, установленных действующим законодательством.

1.9. Мужчинам старше 18 лет разрешается переносить вручную груз массой не более 50 кг по ровной и горизонтальной поверхности.

1.10. Женщины, выполняющие вручную погрузочно-разгрузочные работы или перенос грузов, могут переносить:

а) грузы массой до 10 кг - подъем и перемещение грузов при чередовании с другой работой (до 2 раз в час);

б) грузы массой до 7 кг - подъем и перемещение грузов постоянно на протяжении рабочей смены. При этом суммарная масса груза, перемещаемого на протяжении каждого часа рабочей смены, не должна превышать:

С рабочей поверхности - 350 кг;

С пола - 175 кг.

Примечание:

1. В массу перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

2. При перемещении груза на тележках или в контейнерах приложенное усилие не должно превышать 10 кгс.

3. Уровнем рабочей поверхности считается рабочий уровень стола, станка и т.п.

1.11. Подростки в возрасте 16-18 лет могут выполнять погрузку или разгрузку насыпных грузов (песок, щебень и т.п.), грузов малой массы (пустая тара), штучных грузов (кирпич, черепица и т.п.).

Подростки могут выполнять погрузку и разгрузку вручную в границах установленных норм переноса грузов лишь в том случае, если это связано с выполняемой ими постоянной работой по профессии и занимает менее трети рабочего времени. Предельно допустимые нормы переноса грузов вручную для подростков в возрасте от 16 до 18 лет женского и мужского пола, после их утверждения Минздравом Украины, необходимо внести в соответствующую действующую инструкцию.

1.12. Погрузка и разгрузка грузов массой более 50 кг, а также подъем их на высоту более 3 м должны быть механизированы.

1.13. Переносить материалы на носилках можно в исключительных случаях на расстояние не более 50 м по ровной поверхности.

Запрещается переносить материалы на носилках по лестницам и стремянкам.

1.14. Перемещать баллоны с кислородом и сжиженными горючими газами разрешается только на специально изготовленных для этих целей носилках и тележках. При этом баллоны должны быть закреплены в гнездах.

Баллоны с горючими газами нельзя перевозить и складывать вместе с кислородными, а кислородные - с какими-либо жировыми веществами или маслами.

На баллонах должна быть нанесена надпись с названием газа. Перемещение баллонов разрешается только при наличии на них колпаков, предохраняющих вентиль от повреждения и загрязнения.

1.15. При погрузке и разгрузке грузов в ящиках во избежание ранения рук гвозди и концы выступающей металлической обвязки необходимо загибать.

1.16. При перекатывании грузов в бочках, барабанах и т.п. рабочий должен находится позади перемещаемого груза.

1.17. Длинномерные грузы (арматуру, доски и т.п.) должны переноситься рабочими на одних и тех же плечах. Поднимать и опускать груз необходимо по команде. При сбрасывании груза все рабочие должны находиться по одну сторону от него.

1.18. Тяжелые штучный материалы, а также ящики с оборудованием следует перемещать по подкладкам или по каткам.

Катки должны быть крепкими, ровными, иметь достаточную длину, а их концы не должны выступать из-под груза более, чем на 0,4 м. При подведении под груз катков надо находиться сбоку, брать их можно только сверху во избежание защемления пальцев рук. При перемещения груза необходимо следить, чтобы катки не перемещались под углом по направлению движения груза. Направлять катки ногами не допускается. При перемещении груза рабочий должен находиться с боковой стороны.

1.19. При перемещении тяжелых грузов по наклонной плоскости следует применять тормозные якоря и лебедки.

При использовании лебедки для разгрузки и перемещения груза запрещается находиться вблизи натянутого каната.

1.20. При разгрузке барабанов с карбидом кальция следует соблюдать осторожность, не допускать толчков и ударов. При разгрузке барабанов, вне зависимости от высоты, необходимо скатывать их по наклонной плоскости. Запрещается сбрасывать барабаны, так как это может нарушить их герметичность.

Барабаны необходимо удерживать растяжками, находясь с противоположной перемещению стороны.

1.21. Погрузочно-разгрузочные работы с пылевидными материалами (цемент, известь, гипс и т.п.) необходимо выполнять механизированным способом. Ручные работы по разгрузке цемента, как исключение, разрешается выполнять при его температуре не выше 40°С.

Для перехода рабочих по сыпучему грузу, который имеет большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами на всем пути передвижения.

1.22. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки следует открывать специальными приспособлениями, которые позволяют работающим находится на безопасном расстоянии.

При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов на поднятых колеях, расположенных на высоте более 2,5 м, люки следует открывать со специальных мостиков.

1.23. При ликвидации зависания сыпучих грузов в емкостях пребывание в них работающих не допускается. Эти работы разрешается выполнять только по наряду-допуску.

1.24. При выгрузке сыпучих грузов из стоящих на насыпях автомобилей-самосвалов, а также при засыпании котлованов грунтом автомобили-самосвалы необходимо устанавливать на расстоянии не менее 1 м от бровки естественного откоса.

1.25. Грузы, расположенные вблизи железнодорожных и крановых рельсовых путей, при высоте их укладывания (считая от головки рельса) до 1,2 м должны находиться от внешней грани головки ближайшего к грузу рельса на расстоянии не менее 2,0 м, а при большей высоте - не менее 2,5 г. Штабели сыпучих грузов должны иметь уклоны с крутизной, соответствующей углу естественного уклона для грузов данного вида, или быть огорожены крепкими подпорными стенками.

1.26. Места для укладки грузов должны иметь основу, обеспечивающую устойчивость транспортных средств, складируемых материалов.

1.27. На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

1.28. Рабочее место в зоне проведения погрузочно-разгрузочных работ и на всем пути перемещения грузов в темное время суток должно иметь достаточное освещение. Освещенность должна быть равномерной, без ослепляющего действия светильников на работающим.

1.29. Складировать разгружаемые материалы разрешается только в местах, отведенных для этого в проекте выполнения работ. Не допускаются складировать грузы в охранных зонах действующих воздушных и кабельных линий электропередачи и других коммуникаций.

1.30. При погрузке, разгрузке и перемещении кислот, щелочей и других ядовитых веществ необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

Перед началом работы каждое место должно быть осмотрено. Если выявлено незначительное повреждение тары, груз необходимо разгружать особенно осторожно;

Перемещать бутыли специальными тележками (нагружать и разгружать бутыли следует только вручную);

Переносить бутыли с кислотой за ручки только в крепких корзинах двумя рабочими. Запрещается переносить бутыли с кислотой на спине или на плечах, наклонять при переносе пустые бутыли из-под кислоты, так как в них могут быть остатки жидкости.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Рабочий, занятый ручным перемещением грузов, перед началом работы должен:

Надеть спецодежду, средства индивидуальной защиты;

Получить от мастера (прораба) инструктаж о безопасных методах и приемах работы и о последовательности выполнения производственного задания;

Осмотреть рабочее место, убрать ненужные предметы и материалы, освободить проходы;

В темное время суток проверить освещение рабочего места и проходов к нему;

Проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений.

2.2. На строительном объекте должны быть размещены знаки безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76 для привлечения внимания работающих к непосредственной опасности и предупреждения о возможной опасности.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. Перед открытием бортов грузовых автомобилей следует убедиться в безопасном расположении груза в кузове. Открывать борт должны одновременно двое рабочих под контролем водителя, при этом находиться следует сбоку от борта, который открывается.

3.2. Автомобиль, находящийся под погрузкой или разгрузкой, должен быть поставлен на тормоза.

3.3. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, запрещается:

Запускать двигатель автомобиля;

Работать на автомобилях и прицепах с неисправными полами, бортами и запорами кузова;

Использовать для увязывания грузов веревку с протертыми местами и узлами;

Садиться на борта кузова и кабину, стоять на подножке автомобиля;

Находиться в кузове автомобиля при перевозке длинномерных, легковоспламеняющихся, взрывоопасных, горючих, пылеобразных грузов, химикатов, баллонов со сжатым и сжиженным газом, крупногабаритных грузов;

Находиться в кузове автомобиля, прицепа или полуприцепа при погрузке грузов механизмами или из бункеров;

Находиться в кузове автомобиля-самосвала. При движении автомобиля запрещается загружать, выгружать, перекладывать груз с места на место, а также пересаживаться.

3.4. Перевозка грузчиков в кузове автомобиля запрещается. Они должны сопровождать груз, находясь в кабине.

3.5. Перемещение грузов 1-й категории (массой одного места менее 80 кг, мелких штучных, которые перевозятся навалом) от склада к месту погрузки или от места разгрузки в склад может быть организовано вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м, а для сыпучих грузов - 35 м.

3.6. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он не должен выступать над бортами кузова (стандартными и наращенными). При этом груз следует располагать равномерно по всей площади пола.

3.7. Поштучные грузы, которые поднимаются над бортами кузова, необходимо увязывать крепкими исправными бечевками или хлопчатобумажными канатами. Запрещается применять металлические канаты и провод.

3.8. Ящичный, бочечный и другой штучный груз должен быть уложен плотно, без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, сдвиге с места и крутых поворотах) он не смог переместиться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между ними крепкие деревянные прокладки и распорки.

3.9. При укладывании грузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их накатывают по сходам или уклонам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов. Запрещается применять вместо клиньев другие предметы.

3.10. Бочки, барабаны и рулоны разрешается загружать вручную путем перекатывания при условии, что склад находится на одном уровне с полом кузова автомобиля.

Если склад расположен ниже уровня пола автомобиля, погрузка и разгрузка катно-бочковых грузов вручную допускается по сходам или уклонам двумя рабочими при массе одного места не более 80 кг, а при большей массе эти грузы необходимо загружать при помощи крепких канатов.

3.11. Грузы, превышающие габариты автомобиля по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), следует перевозить на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым груз должен надежно крепиться.

Погрузка и разгрузка длинномерных штучных грузов (труб, рельсов, уголков, бревен, досок, арматуры и т.п.), как правило, должны быть механизированы. Разгрузка вручную требует обязательного применения крепкого уклона. Эта работа должна выполняться не менее, чем двумя грузчиками.

При одновременной перевозке длинномерных грузов разной длины более короткие грузы должны располагаться наверху.

Перевозить грузы, выступающие за боковые габариты автомобиля;

Загораживать грузом дверь кабины водителя;

Грузить длинномерные грузы выше стоек.

3.13. При погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и т.п.) на автомобиль с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля и торцами груза, для того, чтобы на поворотах и разворотах грузы не цепляли за щит. Для предотвращения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

3.14. При перевозке грузов, превышающих своими размерами ширину платформы автомобиля, свесы должны быть одинаковыми с обеих сторон.

3.15. Погрузку, транспортировку и разгрузку баллонов с сжатыми и сжиженными газами необходимо осуществлять только на специально оборудованных автомобилях. К этим работам допускаются специально обученные рабочие, имеющие удостоверение.

3.16. При работе на штабелях высотой более 1,5 м следует применять переносные инвентарные лестницы, которые должны быть испытаны на прочность (металлические - один раз в 12 мес., деревянные - каждые 6 мес.).

3.17. Подкладки и прокладки в штабелях надо располагать в одной вертикальной плоскости. Не допускается применение круглых прокладок (подкладок).

3.18. Разбирать штабель необходимо сверху вниз уступами. Не допускается выдергивать отдельные материалы из середины штабеля.

3.19. Расстояние от складируемых материалов до бровки котлованов (при углах естественного откоса) должно быть не менее 1 м от бровки или крепления котлована.

3.20. Запрещается опирать складируемые материалы на ограждения, стены строящихся зданий.

3.21. Не допускается многоярусная укладка громоздких грузов неправильной формы, а также грузов в непрочной таре, которая может не выдержать нагрузки верхних рядов.

3.22 Пылевидные материалы, во избежание их распыления при погрузке и разгрузке, необходимо хранить в бункерах и других закрытых емкостях. Загрузочные отверстия должны закрываться защитной решеткой, а люки затворами.

Бункера и другие емкости глубиной свыше 2 м для хранения сыпучих и пылевидных материалов должны быть оборудованы устройствами для предотвращения образования сводов и зависаний материалов или устройствами для принудительного их обрушения.

3.23. Материалы, содержащие вредные или взрывоопасные растворители, необходимо хранить в герметически закрытой таре.

3.24. Материалы при хранении на строительной площадке должны укладываться следующим образом:

Кирпич в пакетах на поддонах - не более, чем в два яруса, в контейнерах - в один ярус, без контейнеров - высотой не более 1,7 м;

Фундаментные блоки и блоки стен подвалов - в штабелях высотой не более 2,6 м на подкладках и прокладках:

Стеновые панели - в кассеты или пирамидах;

Стеновые блоки - в штабелях в два яруса на подкладках и прокладках;

Плиты перекрытий - в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и прокладках;

Сваи железобетонные прямоугольного сечения - в штабель высотой не более 2,5 м остриями в одну сторону на подкладках и прокладках;

Ригели и колоны - в штабель высотой до 2 м на подкладках и прокладках;

Профильные листы (листы асбестоцементные волнистые и плоские) - в стопы высотой до 1 м;

Низкосортный металл - в стеллажи высотой не более 1,5 м;

Черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) - в штабель высотой до 1,5 м на подкладках и прокладках;

Провод в бухтах - в штабель высотой до 1,5 м;

Арматурная сетка плоская - в штабель высотой до 2 м;

Метизы (болты, гайки, шайбы, гвозди) должны храниться в деревянных или фанерных ящиках в штабелях не более, чем в 3 яруса;

Трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м на подкладках и прокладках с концевыми упорами против раскатывания;

Трубы диаметром свыше 300 м - в штабель высотой до 3 м и седло без прокладок. Нижний ряд труб должен быть уложен на подкладки и укреплен инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами;

Теплоизоляционные материалы - в штабель высотой до 1,2 м с хранением в закрытом сухом помещении;

Рулонные материалы (рубероид, толь) - в контейнерах, установленных в один ярус. Материалы в контейнерах необходимо располагать в вертикальном положении;

Круглый лес - в штабель высотой не более 1,5 м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания. Ширина штабеля менее его высоты не допускается;

Пиломатериалы - в штабель, высота которого при рядовой укладке составляет не более половины ширины штабеля, а при укладке в клетки - не более ширины штабеля;

Битум - в плотную тару, исключающую его растекание, или в специальные ямы с устройством их ограждения.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Привести в порядок инструмент и приспособления, сдать их на хранение.

4.2. Сообщить руководителя работ обо всех замеченных недостатка во время работы.

4.3. Снять спецодежду, спецобувь, привести их в порядок, сложить в отведенное для них место.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. В процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ производственные аварии и несчастные случаи могут возникнуть при:

Складировании материалов и изделий с нарушением требований технических условий и стандартов, оговаривающих условия складирования для данного вида материалов, изделий, несоблюдения технологических проездов и проходов;

Неприменении средств индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, рукавиц, защитной каски и т.п.);

Несогласованности действий рабочих при совместном выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

Работе с неисправными инструментом и приспособлениями;

Пребывании рабочих спереди от груза, который скатывается или скользит по сходам или уклонам;

Пребывании рабочих позади при закатывании грузов;

Пребывании рабочих в кузове автомобиля-самосвала при разгрузке сыпучих грузов;

Курении, выполнении работ с открытым огнем или использовании металлического инструмента, который может вызвать искру, при разгрузке или складировании грузов с горючими веществами.

5.2. При возникновении пожара необходимо придерживаться требований "Инструкции о мерах пожарной безопасности при проведении строительных работ".

5.3. При аварии или несчастном случае необходимо сообщить об этом руководителю работ, который организует оказание первой медицинской помощи потерпевшему и примет решение о дальнейших действиях работающих и возможности выполнения работ.

5.4. Если обстановка не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не грозит расширением аварии, необходимо ее сохранить такой, какой она была на момент события.

5.5. Если есть потерпевшие, необходимо им оказать первую медицинскую помощь, а при необходимости вызвать “скорую медицинскую помощь”.

5.6. Оказание первой медицинской помощи.

5.6.1. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить потерпевшего от действия электрического тока, отключив электроустановку от источника питания, а при невозможности отключения - оттянуть его от токопроводящих частей за одежду или применив подручный изоляционный материал.

При отсутствии у потерпевшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и непрямой (внешний) массаж сердца, обращая внимание на зрачки. Расширенные зрачки свидетельствуют о резком ухудшении кровообращения мозга. При таком состоянии оживление начинать необходимо немедленно, после чего вызвать «скорую медицинскую помощь».

5.6.2. Первая помощь при ранении.

Для оказания первой помощи при ранении необходимо раскрыть индивидуальный пакет, наложить стерильный перевязочный материал, который помещается в нем, на рану и завязать ее бинтом.

Если индивидуального пакета каким-то образом не оказалось, то для перевязки необходимо использовать чистый носовой платок, чистую полотняную тряпку и т.д. На тряпку, которая накладывается непосредственно на рану, желательно накапать несколько капель настойки йода, чтобы получить пятно размером больше раны, после чего наложить тряпку на рану. Особенно важно применять настойку йода указанным образом при загрязненных ранах.

5.6.3. Первая помощь при переломах, вывихах, ударах.

При переломах и вывихах конечностей необходимо поврежденную конечность укрепить шиной, фанерной пластинкой, палкой, картоном или другим подобным предметом. Поврежденную руку можно также подвесить с помощью перевязки или платка к шее и прибинтовать к туловищу.

При переломе черепа (бессознательное состояние после удара по голове, кровотечение из ушей или изо рта) необходимо приложить к голове холодный предмет (грелку со льдом, снегом или холодной водой) или сделать холодную примочку.

При подозрении перелома позвоночника необходимо пострадавшего положить на доску, не поднимая его, повернуть потерпевшего на живот лицом вниз, наблюдая при этом, чтобы туловище не перегибалось, с целью избежания повреждения спинного мозга.

При переломе ребер, признаком которого является боль при дыхании, кашле, чихании, движениях, необходимо туго забинтовать грудь или стянуть ее полотенцем во время выдоха.

5.6.4. Оказание первой помощи при ожогах кислотами и щелочами.

В случае попадания кислоты или щелочи на кожу, поврежденные участки необходимо тщательно промыть водой в течение 15-20 минут, после этого поврежденную кислотой поверхность обмыть 5%-ным раствором питьевой соды, а обожженную щелочью - 3%-ным раствором борной кислоты или раствором уксусной кислоты.

В случае попадания на слизистую оболочку глаз кислоты или щелочи необходимо глаза промыть тщательно струей воды на протяжении 15-20 минут, обмыть 2%-ным раствором питьевой соды, а обожженную щелочью - 3%-ным раствором борной кислоты или 3%-ным раствором уксусной кислоты.

В случае ожогов полости рта щелочью необходимо полоскать 3%-ным раствором уксусной кислоты или 3%-ным раствором борной кислоты, при ожогах кислотой - 5%-ным раствором питьевой соды.

В случае попадания кислоты в дыхательные пути необходимо дышать распыленным с помощью пульверизатора 10%-ным раствором питьевой соды, при попадании щелочи - распыленным 3%-ным раствором уксусной кислоты.

5.6.5. Оказание первой помощи при тепловых ожогах.

При ожогах огнем, паром, горячими предметами ни в коем случае нельзя вскрывать образовавшиеся пузыри и перевязывать ожоги бинтом.

При ожогах первой степени (покраснение) обожженное место обрабатывают ватой, смоченной этиловым спиртом.

При ожогах второй степени (пузыри) обожженное место обрабатывают спиртом или 3%-ным марганцевым раствором.

При ожогах третьей степени (разрушение кожаной ткани) рану накрывают стерильной повязкой и вызывают врача.

5.6.6. Первая помощь при кровотечении.

Для того чтобы остановить кровотечение, необходимо:

Поднять раненную конечность вверх;

Кровоточащую рану закрыть перевязочным материалом (из пакета), сложенным в клубок, придавить его сверху, не касаясь самой раны, подержать на протяжении 4-5 минут. Если кровотечение остановилось, не снимая наложенного материала, сверх него положить еще одну подушечку из другого пакета или кусок ваты и забинтовать раненное место (с некоторым нажимом);

В случае сильного кровотечения, которое нельзя остановить повязкой, применяется сдавливание кровеносных сосудов, которые питают раненную область, при помощи изгибания конечности в суставах, а также пальцами, жгутом или зажимом. В случае сильного кровотечения необходимо срочно вызвать врача.

5.7. Выполнять указания руководителя работ по ликвидации аварийной ситуации.

______________________ ________________ _________________

(должность руководителя

подразделения

/организации/ - разработчика)

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель (специалист)

службы охраны

труда предприятия ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Юрисконсульт ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Главный технолог ______________ _______________

по охране труда при погрузочно-разгрузочных
работах и переноске тяжестей
№ 27
1. Общие требования по охране труда
1. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны строго выполнять правила техники безопасности и трудовой дисциплины, так как несоблюдение их приводит к простоям транспортных средств, порче оборудования, материалов и является причиной несчастных случаев.
2. К выполнению разгрузочно-погрузочных работ допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение стропальщика, прошедшие обучение безопасным методом и приемом работ. До прохождения обучения такие лица к самостоятельной работе не допускаются. Рабочие допущенные к погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов должны проходить специальное обучение безопасным методом труда с последующей аттестацией.
3. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны пройти инструктаж по безопасности труда и пожарной безопасности:
-вводный - при поступлении на работу;
-первичный - на рабочем месте;
-повторный - не реже одного раза в три месяца;
-внеплановый - при нарушении требований безопасности труда, при изменении технологического процесса, при получении информации о происшедших несчастных случаев, при переезде с одного объекта на другой.
- целевой - при выполнении работ на которые оформляется наряд-допуск, при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности.
4. Перед началом работы мастер или прораб обязан ознакомить рабочих с технологией работ и безопасными методами их выполнения.
5. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны выполнять только ту работу, которая им поручена мастером или бригадиром. Запрещается (исключая аварийные случаи) самовольно менять рабочие места, выполнять посторонние работы, а также самовольно включать или выключать механизмы, обслуживание которых им не поручено.
6. К погрузке и выгрузке взрывоопасных, отравляющих и легковоспламеняющихся грузов допускаются опытные рабочие, прошедшие соответствующий инструктаж. Рабочие должны знать маркировку грузов и соблюдать меры безопасности, оберегать эти грузы от ударов, не кантовать и не встряхивать их. При работе с отравляющими газами должны быть снабжены противогазами.
7. Перевозка указанных грузов должна производится в дневное время. В темное время суток работы могут выполняться только при хорошем электрическом освещении.
8. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ кроме соблюдения правил техники безопасности необходимо выполнять требования охраны труда производственной санитарии и культуры производства.
9. Выполнять только ту работу, которая поручена.

2. Требования по охране труда перед началом работ
10. Проверить исправность спецодежды, средств индивидуальной защиты. инструмента, грузозахватных приспособлений, средств подмащивания.
11. Получить задание у бригадира, ознакомиться с технологическими картами на производство погрузочно-разгрузочных работ и складирования.
12. Ознакомиться с приказом по организации надзора за безопасным ведением работ грузоподъемными механизмами и назначении лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами и стропальщиков.

3. Требования по охране труда во время работы
13. Погрузочно-разгрузочные работы по перемещению грузов весом до 30 кг разрешается производить вручную, а более 30 кг и на высоту более З м с применением механизмов.
14. Применять грузозахватные приспособления в строгом соответствии с технологическими картами по назначению груза и массе.
15. Подъем штучных, длинномерных материалов осуществлять упакованными в пачки или пакеты.
16. Тяжелые штучные материалы, а также ящики с грузами следует перемещать при помощи специальных ломов или других приспособлений.
17. Погрузочно-разгрузочные операции с грузами, которые можно перекатывать (барабан с кабелем и др.), следует выполнять механизированным способом; в исключительных случаях разрешается при помощи наклонных площадок или слег с удержанием грузов канатами с противоположной стороны. Рабочие при этом должны находиться сбоку поднимаемого или опускаемого груза.
18. Погрузочно-разгрузочные работы с пылевидными материалами (цемент, гипс, известь и др.) необходимо выполнять механизированным способом. Работы при разгрузке цемента вручную допускаются при температуре не выше 40°С, при этом рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, респираторами и противопыльными очками.
19. При перемещении баллонов со сжатым газом, барабанов с карбидом кальция, а также материалов в стеклянной таре необходимо принимать меры против толчков и ударов. Запрещается переносить и перевозить баллоны с кислородом совместно с жирами и маслами, а также с горючими и легковоспламеняющимися жидкостями или материалами.
20. При разгрузке барабанов с карбидом кальция рабочие не должны пользоваться ломами, лопатами и другими металлическими предметами.
21. Разгружать барабаны с карбидом кальция разрешается только по деревянным слегам или другим безопасным методом. Сбрасывать барабаны с автомашины или вагона, наносить удары по барабану и кантовать его запрещается, так как это может привести к нарушению герметичности.
22. Для перемещения груза весом более 80 кг рабочие должны пользоваться средствами малой механизации - лебедками, блоками, домкратами, а также грузоподъемными кранами, кран-балками, тельферами грузозахватными приспособлениями соответствующими массе поднимаемого груза. Исправность подъемных механизмов определяется техническим освидетельствованием перед пуском их в эксплуатацию, а затем не реже 1 раза в год.
23. Рабочим занятым на погрузочно-разгрузочных работах, кроме обеденного перерыва предоставляются небольшие перерывы для отдыха, входящие в состав рабочего времени. Курить разрешается только во время перерыва в отведенных местах.
24.. Весь инвентарь, инструменты, такелаж и тележки должны быть закреплены за бригадами и лицами, отвечающими за их исправное состояние и сохранность.
25. Погрузочно-разгрузочные площадки должны быть спланированы, очищены и освобождены от посторонних предметов. В зимнее время, когда площадки следует очищать от снега и льда, посыпать песком, золой или мелким шлаком.
26. Погрузку и выгрузку отравляющих веществ (технические спирты, растворители. антифриз, мышьяковистые соединения, сернистые нефти и др.), способных к образованию взрывчатых смесей следует производить в специально отведенных местах с соблюдением мер безопасности.
27. Колеса тележек должны быть на роликовых или шариковых подшипниках, ободы которых покрыты резиной. На каждой тележке должны быть нанесены трафарет, указывающий предельную нагрузку и клеймо завода изготовителя или мастерской.
28. Мостики или сходни для перехода из вагона на склад или из вагона на штабель должны быть из досок толщиной не менее 60 мм, скреплены снизу металлическими или деревянными планками и иметь ширину не менее 1м.
29. Нижние концы слег должны иметь клинообразную форму и скованы полосовой сталью, а на верхние концы одеты металлические обручи, предохраняющие их от раскалывания.
30. Грузы которые можно перекатывать (бочки с олифой и др.) необходимо разгружать при помощи двух слег или наклонного трапа, причем с противоположной стороны следует удерживать прочными веревками, рабочие должны находиться за перемещаемым грузом и не допускать, чтобы груз катился быстрее шага рабочих.
31. Если длинномерные материалы (брусья, доски, подтоварник и др.) переносятся на плечах несколькими рабочими, следует подбирать рабочих примерно одинакового роста и силы. Переносить такие грузы только на одноименном плече и сбрасывать по команде в одну сторону.
32 Погрузка, выгрузка и перемещение тяжеловесных грузов должны производиться при соблюдении следующих условий:
- при легком грунте и неровной поверхности на пути перемещения груза должны укладываться доски, брусья или шпалы.
- катки применять прочные, ровные, нормальной длины, концы должны выступать не более 40 см.
- для подведения катков под груз пользоваться ломами или реечными домкратами.
- при перемещении груза по наклонной плоскости вниз необходимо применять задерживающие приспособления, чтобы груз не катился под действием собственной тяжести.
- во время передвижения груза остерегаться вытолкнутых из-под груза катков.
- запрещается брать каток для перекладывания его вперед раньше, чем он освободиться из-под груза.
- катки следует укладывать параллельно и следить, чтобы они не могли смещаться. запрещается направлять катки ногами, исправлять следует ломиками или подбить кувалдой.
33. Кантовать тяжеловесные грузы, подводить их под стропы необходимо при помощи специальных ломов или реечных домкратов. Применять для этого случайные предметы запрещается.
Нормы переноски тяжестей
34. При отсутствии средств механизации мужчинам (в возрасте более 18 лет) разрешается переносить грузы не свыше 50 кг. При весе груза 50 кг переноска его одним рабочим разрешается на расстояние до 25 м. Если расстояние превышает 25 м, должны устанавливаться смены. В случае, когда вес груза более 50 кг, поднимать груз на спину рабочего и снимать следует с помощью других рабочих. Подъем груза с укладкой в штабель высотой более З м вручную не допускается.
35. Предельно допустимая норма подъема и перемещения груза вручную при ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:
*При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать максимально допустимый груз подъема и перемещение вручную в соответствии с возрастом.
*Переноска и передвижение тяжестей подростками допускается в тех случаях, когда она непосредственно связана с выполняемой постоянной профессиональной работой и отнимает не более 1/3 рабочего времени.
*Расстояние, на которое перемещается груз вручную, не должно превышать 5 м;
высота подъема груза с пола 1м, а с рабочей поверхности 0,5 м (для подростков и женщин).
36. Подъем и перемещение тяжестей женщинами вручную: не должен превышать:
- при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) -10 кг.
- постоянно в течении рабочей смены - 7 кг.
37. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.
38. Погрузка и выгрузка грузов весом более 50 кг, а также подъем их на высоту более 3-х м должны быть механизированы. Переносить материалы на носилках можно в исключительных случаях на расстояние не более 50м по ровному пути. Переносить материалы на носилках по лестницам и стремянкам запрещается.
Меры безопасности при укладке грузов 39. Грузы, уложенные в штабель при высоте 1,2 м, должны находиться от головки крайнего рельса не ближе 2м, а при большой высоте не более 2,5 м.
40. При укладке грузов следует оставлять проходы и проезды необходимой ширины: проезде в зависимости от транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, а проходы, обеспечивающие нормальные условия труда, шириной не менее 1 м.
41. Перед укладкой изделий и других материалов в штабель необходимо осмотреть место укладки и при необходимости очистить и выровнять. Опускать груз следует плавно, осторожно, не задевая рядом расположенные грузы. Если штабель уложен неправильно, он может развалиться при разборке.
42. Запрещается складировать материалы и оборудование ближе 1 м от бровки выемки и траншеи. Прислонять (опирать) материалы и изделия к заборам и элементам временных и капитальных сооружений не допускается.
43. Грузы в мешках, кулях следует укладывать вперевязку. При этом грузы должны быть в целой и исправной таре.
44. Запрещается многоярусная укладка громоздких грузов неправильной формы, а также грузов в непрочной таре, которая не может выдержать нагрузку верхних ярусов. Высота укладки грузов допускается не более З м.
45. Пылевидные материалы надлежит хранить в закрытых емкостях, принимая меры против распыления в процессе погрузки и разгрузки. Загрузочные отверстия должны закрываться защитными решетками, а люки затворами.
46. Бункера и другие емкости глубиной более 2 м для хранения сыпучих и пылевидных материалов должны иметь устройство для предотвращения образования сводов и зависаний или для принудительного обрушения их.
47. Материалы, содержащие вредные или взрывоопасные растворители, необходимо хранить в герметически закрытой таре.
48. Штабеля песка, гравия, щебня и других сыпучих материалов должны иметь откос с крутизной, соответствующей углу естественного откоса для данного вида материалов или ограждаться прочными подпорными стенками.
49. Нельзя заходить в опасную зону и разгружать материалы в места расположенные под опалубкой или под одиночным рабочим настилом лесов, над которыми в верху в данный момент производят другие строительные работы.
50. При работе на штабелях высотой более 1,5 м для перехода с одного штабеля на другой необходимо применять переносные стремянки, сходни и мостики. При длине сходней, мостиков более 3 м под них необходимо подставлять козлы
51. Складирование материалов.

Материалы, изделия, приборы и оборудование при хранении их на складах и стройплощадках должны укладываться следующим образам:
Кирпич в клетках по 250 шт. на высоту 25 рядов на ровной поверхности.
Кирпич в пакетах в пакетах на поддонах - не более чем в 2 яруса, в контейнерах - 1 ярус.
Фундаментные блоки высотой не более 2.6 м на подкладках и прокладках:
· стеновые панели - в кассетах вертикально;
· плиты перекрытий в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и прокладках;
· колонны и ригели - в штабель высотой до 2 м;
· плиточные материалы - в стопы до 1 м;
· круглый лес - в штабеля высотой не более 1,5 м с прокладками и упорами против раскатывания;
· пиломатериалы - в штабеля, высота которого при рядовой укладке составляет, не более половины ширины штабеля;
· мелкосортный металл - в штабель высотой не более 1.5 м;
· крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части - в один ряд на подкладках;
· радиаторы - в штабеля высотой не более 1 м;
· стекло в ящиках и рулонный материал - вертикально в один ряд на подкладках;
· черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллер, двутавр, сортовая сталь) - в штабель высотой до 1.5 м с подкладками и прокладками;
· теплоизоляционные материалы - в штабель высотой до 1.2 м с хранением в сухом помещении;
· трубы до 300 мм - в штабель высотой до З м, в седло без прокладок. Нижний ряд труб должен быть уложен на подкладки, укреплен инвентарным металлическими башмаками или кольцевыми упорами, надежно закрепленными на подкладках;
· запорная арматура (задвижки, клапаны и др.) - в один ряд;
· баллоны со сжатыми газами - вертикально в один ряд в контейнерах и без них хранятся в специально закрытых проветриваемых помещениях, изолированных от источников огня или электросварки;
· бутыли с кислотами - в один ряд в плетеных корзинах на полу в специально отведенном помещении;
· мелкоштучные материалы - в ящиках хранятся в закрытых складах в штабелях и на стеллажах;
Между стеллажами и штабелями на складах должны быть проходы не менее одного метра, а проезды - в зависимости от погрузочно-разгрузочных средств и транспорта. Взрывчатые материалы и средства взрывания упаковываются в ящики, а пылевидные - в мешки и укладываются на стеллажи в специальных складах. Обслуживающий персонал должен пройти специальный инструктаж.
52. Материалы, конструкции и оборудование следует размещать на выровненных площадках с учетом принятия мер против самопроизвольного смещения, просадки, осыпания и раскатывания складируемых материалов.
53. Подкладки и прокладки в штабелях складируемых материалов и конструкций следует располагать в одной вертикальной плоскости. Их толщина при штабелировании панелей, блоков, плит и других конструкций должна быть более высоты выступающих монтажных петель не менее чем на 20 мм.
54. Беспорядочное хранение материалов на складах и стройплощадках запрещается.
55. Проезд на грузовых автомобилях, которые не приспособлены для перевозки пассажиров запрещается.
56. Запрещается перевозить людей, в том числе грузчиков, в кузовах самосвалов, на прицепах и цистернах, в кузовах грузовых автомобилей транспортирующие опасные грузы и ядовитые вещества, а также на автомобилях, оборудованных для перевозки длинномерных грузов или в кузовах которых уложенный груз превышает высоту бортов.
57. Автомобили, перевозящие баллоны с сжиженным газом должны быть оборудованы специальными стеллажами с выемками по диаметру баллонов, обитыми войлоком. Баллоны должны быть закрытыми колпаками. При перевозке баллонов находиться в кузове автомобиля людям запрещается.
58. Скорость движения автомобилей на строительной площадке не должны превышать
10 км/час на прямолинейных участках и 5 км/час на поворотах.
59. Бутыли с кислотами, каустиками и жидкими негорючими химикатами при перевозке необходимо ставить вертикально и прочно укреплять. Запрещается перевозить горючее жидкости на автомобилях в бутылях, ведрах, бидонах и других не закрытых емкостях.
60. Запрещается перевозить длинномерные грузы на автомобилях - самосвалах, в том числе и с прицепами.
61. Погрузку грузов на бортовые автомобили навалом допускаются только до уровня бортов кузова. При необходимости высоту кузова можно нарастить.
62. Автомобили, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть без бортов и иметь съемные и откидные стойки. Противоположные стойки автомобиля и прицепа связывают над грузом специальными цепями или замками или приспособлениями. Наращивать откидные стойки запрещается.
63. При открывании бортов автомобилей необходимо убедиться в безопасном расположении груза в кузове. Открывать борт следует одновременно двум рабочим под контролем водителя, причем находиться нужно сбоку от открываемого борта. Открывать борта автомобиля, находясь на грузе, категорически запрещается.
64. Автомобиль, поставленный под погрузку или разгрузку, должен быть надежно заторможен.
65. При укладке грузов в кузов автомобиля или прицепа необходимо соблюдать следующие правила:
- нагружать навалом грузы не выше бортов;
- штучные грузы, уложенные выше уровня бортов, увязывать прочными веревками;
- высота погрузки допускается не более 4м от поверхности дороги, высота не должна превышать габаритов мостов, путепроводов и других сооружений, встречающихся на пути следования автомобилей:
- ящики и бочки укладывать плотно, чтобы в пути следования автомобиля они не смещались и не падали:
66. Разгружать бочки с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями с автомобиля только по деревянным настилам или другим приспособлениям. Сбрасывание бочки с бензином и другими нефтепродуктами с автомобиля на землю запрещается.
67. Цемент необходимо выгружать только герметично упакованным. Погрузка и выгрузка пылящих и едких грузов навалом запрещается.
68. При погрузке штучных грузов уложенных в штабель не разрешается брать их из середины, так как верхний может обвалиться. Штучные грузы следует брать только сверху штабеля.

4. Требования по охране труда по окончании работ
69. Навести порядок на рабочем месте, убрать инструмент и ненужные материалы.
70. Очистить и осмотреть грузозахватные приспособления и тару.
71. Отключить рубильник, питающий кран-балку, лебедку от электросети и закрыть на замок.
72. Сменить спецодежду, вымыть лицо, руки с мылом, а при возможности принять душ.

5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях
73. Аварийные ситуации и несчастные случаи при погрузочно-разгрузочных работах могут возникнуть при:
o подъеме грузов, превышающих грузоподъемность крана, тельфера, лебедки;
o использовании неисправных грузозахватных приспособлений;
o погрузке ж/бетонных конструкций с трещинами, погнутыми и надломленными петлями;
o толчках и ударах при погрузке и выгрузке: баллонов с газами, барабанов с карбидом кальция, ядовитых и других вредных веществ, в стеклянной таре;
o подъеме вручную кислот, едких щелочей и химикатов;
o переноске и перевозке баллонов с кислородом совместно с жирами, маслами, горючими и легковоспламеняющимися веществами и материалами, использовании крючьев, ломов и других металлических предметов для погрузки и перемещения баллонов со сжатыми газами;
o сбрасывании бочек с бензином и другими огнеопасными материалами с авиамашин;
o нахождении в кузове груженого автомобиля при открывании бортов;
o беспорядочном складировании материалов на складах и стройплощадках;
74. При возникновении аварийной ситуации необходимо:
- устранить источник, вызвавший аварийную ситуацию;
- отключить машину, оборудование, электроток;
- вызвать аварийную спецслужбу;
- сообщить администрации;
- оказать помощь пострадавшим;
- сохранить обстановку, если это не угрожает жизни и здоровью людей.


размер шрифта

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОЧИХ ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПОГРУЗОЧНО - РАЗГРУЗОЧНЫЕ И СКЛАДСКИЕ РАБОТЫ- ТИ Р М-001-2000 (утв-... Актуально в 2018 году

4. Требования безопасности при переноске грузов

4.1. Предельная норма переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:

для подростков мужского пола от 16 до 18 лет - 4 кг;

для женщин: при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) - 10 кг; постоянно в течение рабочей смены - 7 кг;

для мужчин старше 18 лет - 50 кг.

Груз массой более 50 кг должны поднимать не менее двух рабочих (мужчин).

4.2. Подъем грузов с укладкой в штабель высотой более 3 м вручную не допускается.

4.3. При одновременной переноске грузов расстояние между рабочими (или группами рабочих), несущими единицу груза (ящик, мешок и т.п.), должно быть не менее 2 м.

4.4. Переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние не более 80 м. Опрокидывать и опускать носилки следует по команде рабочего, идущего сзади.

Переносить грузы на носилках по лестницам не допускается.

4.5. Переносить длинномерные материалы (бревна, трубы и т.д.) следует специальными захватами и приспособлениями. Переносить длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и т.п. не допускается.

4.6. Тяжелые штучные грузы, затаренное оборудование кантовать с помощью роликовых ломов и других приспособлений. Не допускается перекатывать и кантовать груз на себя.

4.7. При ручной переноске деталей тракторов и сельскохозяйственных машин, собранных в небольшие связки, необходимо сначала проверить прочность связки.

4.8. Переноску и погрузку антисептированных лесоматериалов допускается производить только в спецодежде (брезентовые куртки, брюки, рукавицы кожаные).

4.9. На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных грузов (бревен, балок длиной, превышающей 1/3 длины кузова автомобиля, тракторного прицепа и т.п.) необходимо выделять не менее двух человек, при этом они должны пользоваться канатами достаточной прочности.

4.10. Для переноски длинномерных грузов рабочим следует надевать наплечники. При этом рабочие должны находиться с одной стороны переносимого груза.

4.11. При перекатывании бочек, колес и т.п. рабочий должен следовать за грузом и контролировать скорость его перемещения.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot