Темпера- |
Скорость ветра, м/с |
|||||||||||
а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | |
-10 | 186 | 1 | 159 | 1 | 121 | 1 | 95 | 2 | 76 | 2 | 62 | 3 |
-15 | 106 | 1 | 96 | 2 | 79 | 2 | 65 | 3 | 55 | 3 | 46 | 4 |
-20 | 74 | 2 | 68 | 3 | 59 | 3 | 50 | 3 | 43 | 4 | 37 | 4 |
-25 | 57 | 3 | 53 | 3 | 47 | 3 | 40 | 4 | 35 | 4 | 31 | 5 |
-30 | 46 | 4 | 44 | 4 | 39 | 4 | 34 | 5 | 30 | 5 | 26 | 6 |
-35 | 39 | 4 | 37 | 4 | 33 | 5 | 29 | 5 | 26 | 6 | 23 | 7 |
-40 | 34 | 5 | 32 | 5 | 29 | 5 | 26 | 6 | 23 | 7 | 21 | 7 |
-45 | 30 | 5 | 28 | 6 | 26 | 6 | 23 | 7 | 21 | 7 | 19 | 8 |
Нормы времени и расценки на строительно-монтажные работы предполагают их выполнение в летнее время. При работе в зимнее время из-за наличия ряда усложняющих факторов в сметах должны предусматриваться дополнительные затраты. К дополнительным факторам, определяющим увеличение затрат рабочего времени зимой, относятся: стесненность движений теплой одеждой, неудобство работы в рукавицах, понижение видимости на рабочем месте, наличие на рабочем месте льда и снега и необходимость очистки, обледенение материалов, конструкций и инструментов, и т.п. Производительность труда снижается также из-за усложнений в технологических процессах, вызываемых низкой температурой, например из-за применения тепляков, уменьшения захваток при кирпичной кладке и бетонировании и т.п. Эти факторы приводят к необходимости доплаты рабочим к сдельным расценкам при работе на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях по сравнению с летним периодом.
Кроме того, в зимнее время производятся затраты, связанные с изменением технологии производства отдельных строительных работ при низкой температуре, например подогрев бетонных смесей и их составляющих, прогрев твердеющего бетона, рыхление мерзлых грунтов, прогрев грунта. Ряд технологических операций выполняется только при положительной температуре, поэтому работы ведутся в тепляках (бетонирование дымовых труб, мостов, градирен). В ряде случаев наблюдается повышенный расход строительных материалов. Имеются дополнительные затраты при эксплуатации строительных машин, что связано с повышенным расходом горюче-смазочных материалов, применением незамерзающих жидкостей, снижением производительности труда машинистов и т.п.
Как правило, стоимость дополнительных затрат (так называемого зимнего удорожания) определяется в процентах к стоимости строительно-монтажных работ с учетом их видов и климатических особенностей региона:
где k 3y - норматив дополнительных затрат зимнего удорожания (НДЗ); СМР Л - стоимость строительно-монтажных работ, выполняемых в летних условиях.
Фактически норматив зимнего удорожания следовало бы назвать коэффициентом, учитывающим климатические особенности места производства работ. Поскольку большинство территориальных особенностей так или иначе уже учтено в ТЕР-2001, климатические особенности также можно включить в базовые расценки. При этом исключаются споры между заказчиком и подрядчиком о применении НДЗ.
Методы учета зимнего удорожания в сметных расчетах приведены в Сборнике сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2007 и в Сборнике сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81-05-02-2001. Отдельно учитываются затраты по снегоборьбе (т.е. работы но предотвращению и ликвидации снежных заносов, вызванных метелью, бураном, пургой) в северных районах России и затраты на временное отопление зданий, законченных вчерне (т.е. с возведенными стенами, кровельным покрытием и заполнением наружных проемов).
Затраты на временное отопление зданий, законченных вчерне, могут быть определены по формуле
где V b - отапливаемый объем здания, м 3 ; T heat - продолжительность временного отопления, мес.; C q , С е - стоимость тепловой и электрической энергии, руб/ГДж и руб/кВг-ч; q, е - затраты тепловой и электрической энергии на 1000 м 3 строительного объема здания в месяц, ГДж и кВт-ч соответственно; S oper - эксплуатационные затраты на систему временного отопления здания, руб/1000 м 3 ; ФОТ - в том числе заработная плата рабочих, руб/1000 м 3 ; k Hp , k cll - нормативы накладных расходов и сметной прибыли на эксплуатационные затраты, принимаемые соответственно 0,65 и 0,4.
При производстве работ в летнее время иногда дополнительные затраты не включаются заказчиками в сумму договора, что неправильно в том случае, если принята среднегодовая норма затрат. В Москве (сметно-нормативная база ТСН-2001) дополнительные затраты определяются только по среднегодовой норме. При этом они дифференцированы по затратам на материалы, заработную плату и стоимость эксплуатации машин.
Особенности производства монтажных работ в зимнее время
На производстве монтажа конструкций отрицательная температура наружного воздуха отражается в значительно меньшей степени, чем на производстве других видов строительных работ. Тем не менее стоимость монтажа стальных и железобетонных конструкций зимой несколько выше, чем летом.
Зная из директивного графика о необходимости монтажа строительных конструкций в зимний период, надо заблаговременно составить проект организации зимних работ и на его основании - обязательные технологические правила. В соответствии с этими правилами необходимо еще до наступления холодов произвести на площадке подготовительные работы, состав которых должен быть определен проектом.
Монтаж стальных конструкции
При монтаже стальных конструкций зимой возникают дополнительные работы по очистке конструкций от льда и снега и несколько снижается производительность труда монтажников из-за необходимости работать в теплой зимней одежде и тратить при больших морозах часть рабочего времени на обогревание.
В зимнее время следует обращать особое внимание на вопросы техники безопасности: не разрешать работать без подмостей, очищать лестницы от снега, посыпать проходы песком, требовать от всех строгого выполнения правил техники безопасности.
Сварочные работы, как показал производственный опыт, можно производить при температуре до -30° при условии соблюдения технологического проекта сварки, разрабатываемого одновременно с проектом организации работ. Отклонения от технологического проекта сварки могут вызвать образование трещин в швах и в свариваемых элементах.
Монтаж сборных железобетонных конструкций
Низкие температуры отражаются, главным образом, на процессах изготовления железобетонных конструкций у мест монтажа и на работах по заделке стыков. Что касается собственно монтажа сборных железобетонных конструкций, то здесь, как и при монтаже стальных конструкций, разница между летними и зимними условиями заключается лишь в том, что зимой движения монтажников, работающих в теплой одежде, несколько стеснены.
При изготовлении сборных железобетонных элементов на монтажной площадке у объекта в зависимости от модуля поверхности элемента следует применять паропрогрев, электропрогрев или метод термоса. Следовательно, в зимних условиях бетонный завод должен быть отеплен и оборудован для подогрева воды и составляющих бетона
Заделка монтажных стыков зимой осложняется тем, что укладываемая в стык подогретая бетонная смесь, соприкасается с конструкциями, имеющими отрицательную температуру. Вследствие этого, чтобы создать условия, гарантирующие приобретение бетонной смесью требуемой прочности, необходимо производить не только подогрев воды и составляющих бетона, но и обогревание тех частей конструкций, в которых расположены стыки.
Для обеспечения нормальных тепловых условий, необходимых для схватывания и твердения бетона в стыках до приобретения им 70-80% расчетной прочности, применяют легкие переносные теплячки, обогреваемые паром или электричеством (рис. 107).
Конструкции теплячков для зимней заделки стыков должны быть разработаны в проекте организации работ.
Наиболее простым и целесообразным является способ обогрева электроотражателями. При этом для сокращения времени обогрева следует подбирать состав бетона из расчета достижения им требуемой прочности в минимальный срок (примерно, 36-48 час.). Это достигается применением высокосортных цементов, добавкой в бетон хлористого кальция и т. п. Во избежание остывания бетонной смеси стакан заполняют на всю высоту в один прием, причем температура смеси должна быть не менее 15°. По окончании бетонирования сразу приступают к обогреву. Если для обогрева применяют электроотражательные печи, необходимо предохранить стык от пересушивания для чего верхнюю поверхность бетона засыпают мокрым песком! По достижении бетоном необходимой прочности теплячок переносят к другой колонне.
Рис. 107. Обогревание башмака колонны в зимних условиях
1 - переносный тепляк; 2 - отражатели; 3 - засыпка утеплителем
Общепринято, что зимнее время
наступает при среднесуточной температуре наружного воздуха 0° С.
К зимнему периоду должны быть:
- подготовлены помещения для
согревания рабочих;
- средства борьбы со снежными
заносами и наледями;
- необходимый фронт работ для рабочих всех
квалификаций;
- разработаны и осуществлены
мероприятия, обеспечивающие экономичные и безопасные методы производства
земляных работ, мокрых отделочных процессов, бетонных, каменных и других
строительно-монтажных работ.
При выполнении строительно-монтажных работ в зимнее время в
разрабатываемом ППР необходимо учитывать следующее:
- основания котлованов должны предохраняться от промерзания;
- обратную засыпку пазух производить талым грунтом;
- при бетонировании конструкций применять электропрогрев
бетона непосредственно в конструкции;
- в период оттаивания и твердения раствора в каменных
конструкциях, выполненных способом замораживания, следует установить постоянное
наблюдение за ними, а территорию вдоль стен оградить на расстояние равное
высоте стен;
- монтаж металлических конструкций производить после очистки
от снега и наледи конструкций и монтажных площадок;
- специальные работы внутри здания выполняются в закрытом
помещении с обеспечением необходимой плюсовой температуры;
- на объекте предусматривается работа в течение календарного
периода, исключая ее сезонность.
Для защиты работающих на открытом
воздухе от неблагоприятных метеорологических условий в зимний период на
строительной площадке должны быть предусмотрены помещения для обогрева рабочих
общей площадью, определяемой из расчета 0,1 м 2 на одного человека в наиболее
многочисленной смене, но не менее 8 м 2 .
Температура воздуха в этих помещениях должна быть не ниже + 22 0 С.
Производственные помещения на
строительной площадке должны быть утеплены. Продолжительность рабочего дня и перерывы
в работе при отрицательной температуре устанавливают в соответствии с
постановлениями местных органов власти.
Для обеспечения безопасных условий
работы подъездные пути и пешеходные дорожки на территории строительной площадки
следует постоянно очищать от снега и посыпать песком. Снег и лед удаляют при
укладке крановых путей, установке машин, механизмов, строительных лесов,
инвентарных санитарно-бытовых помещений.
Места складирования строительных
материалов и конструкций требуется
полностью очищать от снега и льда, иначе штабеля конструкций при подтаивании могут обрушиться и вызвать несчастные случаи.
Наросшие ледяные сосульки над входами в здание, тротуарами, местами проездов и
проходов периодически удаляют.
Во избежание обрушения кровель
зданий от снеговой нагрузки крыши очищают от снега и льда, предварительно
оградив опасную зону. Двери зданий, выходящие в опасную зону, на время сбрасывания
снега запирают или выставляют дежурных, не допускающих людей в опасную зону.
При проведении работ в зимних условиях грунт и перекрытия
должны быть тщательно очищены перед установкой подмостей.
При разработке мерзлого грунта
требуется предварительное рыхление верхнего слоя клином, отбойными молотками и
другими приспособлениями, а также отогрев грунта различными способами:
напольными печами, паровыми иглами, металлическим коробом с горелками.
Работы, связанные с электропрогревом
грунта, выполняют в исключительных
случаях по специальному проекту и с учетом требований электробезопасности.
Прогреваемую площадь ограждают, устанавливают сигналы, в ночное время освещают.
Расстояние между ограждением и контуром прогреваемого участка должно быть не
менее 3 м. Для прогрева грунта естественной влажности можно применять ток
напряжением до 380 В. Электропрогрев грунта проводится под наблюдением
электромонтера, имеющего квалификационную группу не ниже III.
При кладке стен методом
замораживания территорию вдоль выкладываемых стен на период оттепелей ограждают
на расстояние, равное высоте стен, для предупреждения травмирования людей в
случае их обрушения.
У каменщиков и монтажников должна быть теплая одежда, обувь
не должна скользить.
При применении противоморозных
химических добавок следует избегать открытого контакта с кладочным раствором, а
в случае применения в качестве добавок хлорида и поташа, соблюдать меры
предосторожности, предусмотренные при работе с химическими кислотными и
щелочными веществами.
В зимнее время выемка грунта в
пределах глубины промерзания (кроме сухого песка) разрешается без крепления.
При дальнейшем углублении в талом грунте устанавливают крепления. За состоянием
закрепленной части следует установить постоянное наблюдение.
При расчете прочности элементов
опалубки следует учитывать дополнительные нагрузки от утепления, оборудования и
т. д. Необходимо иметь в виду, что мерзлая сырая древесина по сравнению с сухой
обладает повышенной прочностью при действии статической нагрузки и пониженной
при динамической нагрузке. Особое внимание следует обращать на прочность кладки
в зимнее время, ее осадку, устойчивость и деформации.
При сильном гололеде, снегопаде возведение и монтаж
конструкций запрещаются.