Когда можно оформить перерасчет платы за отопление

  • Teplo.pdf
  • ответ.jpg

Уточнение клиента

Анастасия оставил отзыв о сайте - показать

Отвечают не всегда по делу

04 Марта 2016 00:25

700 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (15)

    Юрист, г. Саратов

    Добрый день Анастасия!

    Управляющая компания имеет право в соответствии со ст. 196 Гражданского
    кодекса РФ сделать перерасчет платы за два предыдущих года, если имеет
    на этозаконные основания.

    Потребуйте от управляющей компании лично или письмом дать Вам
    разъяснение по Вашей проблеме – на каком таком законном основании сделан
    перерасчет.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Юрист, г. Саратов

    о предоставлении правильности перерасчета также можно сослаться п.31 «д»

    Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354
    «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям
    помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (с изменениями и
    дополнениями)

    д)производить непосредственно при обращении потребителя проверку
    правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера
    платы за коммунальные услуги,
    задолженности или переплаты потребителя за
    коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек
    (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать
    потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
    Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены
    подписью руководителя и печатью исполнителя;

    б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления
    предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные
    услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую
    энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему
    категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления
    электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской
    Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а
    также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя
    за коммунальные услуги,
    наличии оснований и правильности начисления
    исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Серпухов

    • 9,3 рейтинг

    Законны ли действия УК? На какие нормативно-правовые акты можно ссылаться для решения данной проблемы?
    Анастасия

    Если дом был оборудован ИПУ отопления и стоял общедомовый ИПУ тепла, то оюбязаны были производить начисления по ИПУ

    Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (с изменениями и дополнениями)Система
    42.1. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3.1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.
    наш дом остался должен поставщику.
    Анастасия

    На каком основании?

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Саратов

    на основании данных пунктов УК обязана по вашему требованию предоставить информацию о том почему производится перерасчет и почему образовалась задолженность

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Казань

    Они уже дали ответ, что за 2014 г мы недоплатили поставщику.
    Анастасия

    Здравствуйте! Потребуйте подтверждения наличия задолженности.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Серпухов

    • 9,3 рейтинг

    А что в этом случае может являться законным основанием? Они уже дали ответ, что за 2014 г мы недоплатили поставщику. Но ведь нам счета выставляли по фактическим показаниям!
    Анастасия
    31. Исполнитель обязан:
    д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя

    Перерасчет они обязаны сделать в случае, если были произведены не верно начисления, либо по заявлению потребителя

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Серпухов

    • 9,3 рейтинг

    Ответ должны дать в теч. 30 дней.

    Если ответ будет отриуательным и не произведут перерасччет в соответствии с фактическими показаниями прибора учета, то обратитесь с жалобой в прокуратуру и жил. инпсекцию.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Москва

    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте.

    Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов
    42(1).В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
    3. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
    - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом. В случаях, предусмотренных пунктами 42(1) и 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129)
    - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
    - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
    - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Формула к сожалению не копируется.

    Мне не совсем понятно, о каком перерасчете идет речь, т.к. Вы все равно должны платить по показаниям прибора учета, вне зависимости от того как Вы решили платить, в соответствии с формулой.

    Правила предусматривают только корректировку платы при наличии распределителей.

    53. Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, то рассчитанный в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, оборудованном распределителями, подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам.
    Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в жилых и нежилых помещениях, оборудованных распределителями.

    Если сможете выложите документы о перерасчете, и где принимлось решение о круглогодичной оплате.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Т.к. мы в течение года платили фиксированную сумму за отопление, в начале года нам сделали перерасчёт исходя из фактически потребленного тепла за год. По логике, переплата должна быть значительной, т.к. платили 12 месяцев, а потребляли только 6, однако насчитали мизерную сумму.

    • ответ.jpg

    получен
    гонорар 33%

    Юрист

    • 7,6 рейтинг
    • эксперт

    Анастасия, добрый день!

    На основании Стандартов раскрытия информации утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 N 570 обратитесь к поставщику тепловой энергии в ваш дом с запросом (лучше коллективным) о предоставлении информации об объемах ТЭ поставленных за спорные периоды

    34. Информация, подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим документом, предоставляется регулируемой организацией потребителю на основании письменного запроса о предоставлении информации.
    35. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется в течение 15 календарных дней со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления с уведомлением о вручении или выдачи лично потребителю по месту нахождения регулируемой организации.
    36. Письменный запрос, поступивший в адрес регулируемой организации, подлежит регистрации в день его поступления с присвоением ему регистрационного номера.
    37. В письменном запросе, подписанном потребителем, указываются регулируемая организация, в адрес которой направляется запрос, фамилия, имя, отчество (наименование юридического лица) потребителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагается суть заявления, проставляется дата, а также указывается способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).
    38. Регулируемой организацией ведется учет письменных запросов потребителей, а также хранятся копии ответов на такие запросы в течение 3 лет.

    Затем сравните с теми цифрами, на которые ссылается УК,.

    Получить необходимую информацию от УК вы можете в том числе ссылаясь на

    Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731
    «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»

    17. Раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
    В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
    18. Предоставление информации по запросу, поступившему в электронной форме, осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом по адресу электронной почты потребителя в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса.
    4. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.

    Я бы направил два параллельных запроса - 1 в УК о предоставлении копий актов сверки с теплоснабжающей организацией, а второй в саму теплоснабжающую, возможно по результатам будет основания для обращения с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении руководства УК

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Казань

    Здравствуйте. Да УК имеет право делать перерасчет услуг за 2 года, имеет право даже за 3, т.к. общий срок исковой давности для взыскания долга 3 года.

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Серпухов

    • 9,3 рейтинг

    Ответ УК на вопросы жильцов по этому поводу в приложенном файле. Из него следует, что мы потребили тепла больше, чем оплатили. Но при этом счета нам выставляли по фактическим показаниям!
    Анастасия

    Анастасия, из представленого письма не совсем понятно, почему перерасчет произведен, если расчеты производились по ИПУ.

    Согласно Постановлению правительства № 354, оплата производится ТОЛЬКО в отопительный сезон, а не круглогодично.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Серпухов

    • 9,3 рейтинг

    УК поставила жителей перед фактом, что с апреля 2015 г оплата производится круглогодично с последующим перерасчётм
    Анастасия

    Т.е. не было не решения собственников жилья, ни протокола?

    Если да, то действия УК неправомерны, в данном случае необходимо обратиться с ждалобой в прокуратуру и жил. инспекцию просить провести проверку по факту правильности начислений и если будут в ходе проверки выявлены нарушения, сделают предписание и обяжут все привести в соответствие и сделть доп расчет

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Москва

    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Прочитала ответ стало чуть чуть понятнее.

    Решение Верховного Суда РФ от 22.07.2015 N АКПИ15-676
    <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта «б» пункта 23 Правил, а также подпункта 2 пункта 3 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307>
    Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    Таким образом, определение порядка расчета размера платы за коммунальную услугу законодателем отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
    Правила сохраняют возможность применения до 1 июля 2016 г. порядка определения размера платы за отопление в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета, на основании расчетного метода, предполагающего ежегодную (один раз в год) корректировку размера этой платы.
    Согласно Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления по формуле 7. Из анализа составляющих этой формулы следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год (Гкал/кв. м), определенного по показаниям общедомового прибора учета.
    В соответствии с пунктом 27 Правил величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с пунктом 23 названных Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.

    Такой порядок расчета не предполагает оплату услуг, которые потребителю не предоставлены, и согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающей, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, и статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации об оплате энергии за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
    Законность подпункта 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам была проверена Верховным Судом Российской Федерации (решение от 12 января 2011 г. по делу N ГКПИ10-1499), который пришел к выводу, что при корректировке размера платы учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета, как это предусмотрено статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
    Регулируя отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 5 статьи 13 предусматривает, что до 1 июля 2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 этой статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Обязанности по установке индивидуального прибора учета на граждан - потребителей коммунальной услуги по отоплению названный Федеральный закон не устанавливает.
    Решение Верховного Суда РФ от 12.01.2011 N ГКПИ10-1499
    <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта 3 пункта 2, подпунктов 3 и 5 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307>
    Согласно Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета размер платы за отопление при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета в жилом помещении и в жилом помещении, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7 (подпункт 2 пункта 2, подпункт 2 пункта 3). Из анализа составляющих этой формулы, изложенной в подпункте 2 пункта 2 Правил, следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год (Гкал/кв. м), а не по нормативам потребления и не по текущим показаниям приборов учета.
    Следовательно, по окончании определенного периода (квартала или года) размер платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии.
    Подпункт 3 пункта 2, подпункты 3 и 5 пункта 3 Правил, оспариваемые заявителем, предусматривают периодическую корректировку исполнителем платы по изложенным в них формулам 8, 10, 11. Из содержания всех этих формул следует, что при расчете применяются показатели размера платы, определенного исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации, показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и показаний индивидуальных (общих (квартирных)) приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления. Такой расчет позволяет определить разницу между размером платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии, и размером платы, исчисленной по показаниям индивидуальных приборов учета или нормативам потребления, и осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от полученных данных приборов учета.
    Расчет размера платы производится на основе утвержденного тарифа на тепловую энергию, в связи с чем довод заявителя о получении в результате корректировки сверхдоходов монополистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства не соответствует действительности.

    Вот как-то так, но насколько правильный расчет произвела УК, естественно сказать не могу.

Пункт 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354) предусматривает обязанность исполнителя коммунальной услуги произвести перерасчет, если при проверке достоверности сведений о показаниях индивидуального прибора учета (далее — ИПУ) выявлены расхождения между сведениями, предоставленными потребителем, и фактическими показаниями ИПУ. В настоящей статье проанализируем случаи, при которых перерасчет осуществляется в соответствии с пунктом 61 Правил 354, и случаи, в которых указанная норма неприменима., пишет acato.ru .

Что устанавливает пункт 61 Правил 354?

Процитируем пункт 61 Правил 354:«61. Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка».

Из приведенной нормы следует:

1. Перерасчет платы за коммунальную услугу проводится с соблюдением ряда требований:

1.1. «Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета»;

1.2. «Исполнитель обязан … направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов»;

1.3. «Объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка», «если потребителем не будет доказано иное».

2. Перерасчет производится при возникновении ряда обстоятельств:

2.1. «Имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу». Важно отметить, что норма прямо указывает на расхождение фактических показаний прибора не с нормативным объемом потребления, не со среднемесячным объемом, не с некими сведениями, полученным исполнителем из иных источников (спрогнозированными, рассчитанными, взятыми по аналогии, со слов соседей и т.п.) и не с показаниями предыдущих расчетных периодов, а именно с «объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю»;

2.2. Указанное расхождение выявлено «в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния»;

2.3. «Прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены».

Случаи проведения проверок

Поскольку пункт 61 Правил 354 устанавливает, что расхождение между показаниями проверяемого прибора учета и объемом потребления, предоставленных исполнителю потребителем, устанавливается в ходе проверки, укажем, о какой проверке идет речь и в каких случаях такая проверка проводится.

Анализируемая норма, в части описания характера проверки дословно устанавливающая: «проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния», то есть речь идет о трех вариантах проверки:

1. проверка достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета;

2. проверка состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета;

3. проверка достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и проверка состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Необходимо отметить, что при проведении проверки с целью применения пункта 61 Правил 354, в любом случае необходима проверка третьего типа (комплексная проверка как показаний прибора, так и его состояния), поскольку исполнитель в силу требований пункта 61 Правил 354 должен установить, что «прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены», то есть при проведении проверки только достоверности сведений о показаниях прибора в любом случае необходимо проверить его состояние, а при проведении проверки только состояния прибора для оценки достоверности его показаний, эти показания необходимо проверить. Таким образом, текстовая конструкция, позволяющая рассматривать отдельно три вида проверок, представляется абсолютно излишней, хотя юридически никакого нарушения не усматривается.

Следовательно, в настоящей статье будем вести речь о комплексной проверке как показаний прибора учета, так и его состояния (далее по тексту — Проверка).

Согласно подпункту «ж» пункта 31 исполнитель обязан осуществлять Проверки, однако указанная норма не устанавливает сроки и периодичность таких Проверок.

Пункт 82 Правил 354 подтверждает приведенную норму:

«82. Исполнитель обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители)».

Пункт 83 Правил 354 устанавливает ограничения частоты Проверок:

«83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца».

Подпункт «г» пункта 32 Правил 354 частично дублирует пункт 83 и дополнительно устанавливает ограничения по частоте Проверок приборов, установленных в нежилых помещениях и вне помещений и домовладений. Согласно подпункту «г» пункта 32 Правил 354 исполнитель имеет право проводить Проверки, но не чаще 1 раза в 3 месяца в случае, если прибор учета установлен в жилом помещении или домовладении, и не чаще 1 раза в месяц в случае установки прибора учета в нежилом помещении, а также вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя. При этом согласно подпункту «ж» пункта 34 Правил 354 потребитель обязан допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для Проверки в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 Правил 354, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

Приведенные нормы не устанавливают конкретные сроки проведения Проверок, а лишь устанавливают ограничения. Некоторые нормы устанавливают более конкретные сроки проведения Проверок в отдельных случаях.

Например, согласно подпункту «к(4)» пункта 33 Правил 354 потребитель имеет право требовать Проверки от исполнителя. Исполнитель согласно подпункту «е(2)» пункта 31 Правил 354 обязан осуществлять Проверку по заявлению потребителя в течение 10 дней после получения такого заявления.

Правом и обязанностью определения конкретных сроков проведения проверок наделены стороны договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг — то есть исполнитель и потребители коммунальных услуг. Подпункт «и» пункта 19 Правил 354 устанавливает: «Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать: периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей».

Непредставление потребителем показаний ИПУ

Еще один случай проведения проверки регламентируется пунктом 84 Правил 354, который устанавливает: «При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета».

Ранее на сайте АКАТО была опубликована статья «Расчет при непредставлении показаний ОПУ », вызвавшая много споров по вопросу, обязан ли исполнитель услуг, проведя на основании пункта 84 Правил 354 Проверку, произвести в соответствии с пунктом 61 Правил 354 перерасчет размера платы за коммунальную услугу, поскольку фактически потребленный объем услуги, определенный по показаниям прибора за период непредставления показаний, не совпадает с предъявляемым к оплате за указанный период объемом, рассчитанным по среднемесячному объему и/или нормативу потребления.

Проанализируем этот вопрос.

Пункт 84 действительно обязывает проводить Проверку по истечении 6 месяцев непредставления потребителем сведений о показаниях прибора учета. Пункт 61 действительно устанавливает, что по результатам Проверки исполнитель обязан сделать перерасчет, однако необходимо обратить внимание, что перерасчет производится в случае, «если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю ».

В случае, если потребитель не предъявлял исполнителю сведения о показаниях приборов учета, то есть именно представленный потребителем объем потребленного коммунального ресурса не определен, тогда невозможно определить и расхождение между фактическими показаниями прибора учета и представленными потребителем, а поскольку именно стоимость этого объема расхождения и является размером перерасчета, то и размер перерасчета не подлежит определению.

Следовательно, именно в случае непредставления потребителем сведений о показаниях прибора учета пункт 61 Правил 354 неприменим.

При этом пункт 84 Правил 354 обязывает исполнителя при проведении Проверки по истечении 6-месячного периода непредставления потребителем показаний прибора учета снять показания этого прибора. Однако, ни одна норма не указывает, что исполнитель обязан применить снятые показания при определении размера перерасчета, в том числе применение снятых исполнителем показаний не предусмотрено и пунктом 61 Правил 354.

Применение пункта 61

Исходя из всего вышесказанного, пункт 61 Правил 354 применяется исключительно в случае, если при проведении исполнителем Проверки выявлен факт передачи потребителем недостоверных показаний прибора учета. Такая Проверка может быть проведена либо по инициативе исполнителя (подпункт «ж» пункта 31, подпункт «г» пункта 32, пункт 82 Правил 354), либо по инициативе потребителя (подпункт «е(2)» пункта 31 и подпункт «к(4)» пункта 33 Правил 354), либо в соответствии с утвержденным договором о предоставлении коммунальных услуг порядком и периодичностью (подпункт «и» пункта 19 Правил 354).

Рассмотрим примеры применения пункта 61 Правил 354.

Пример 1

Пусть исполнитель провел Проверку прибора учета потребителя на первое число месяца N1 и установил, что показания ИПУ потребления холодной воды составляют 100 куб.метров. В месяце N2 потребитель передал показания прибора учета 102 куб.метра, исполнитель предъявил к оплате потребление 2 куб.метров воды за месяц N1. В месяце N3 потребитель сообщил исполнителю показания ИПУ 105 куб.метров, исполнитель предъявил к оплате потребление 3 куб.метров воды за месяц N2. В месяце N4 потребитель сообщил исполнителю показания ИПУ 107 куб.метров, исполнитель предъявил к оплате потребление 2 куб.метров воды за месяц N3. В этом же месяце N4 исполнитель провел Проверку прибора учета и установил, что переданные показания прибора учета недостоверны, а по факту прибор на момент Проверки показывает 110 куб.метров. В этом случае исполнитель применяет пункт 61 Правил 354, а именно:

Устанавливает объем расхождения в размере 3 куб.метра (110-107);

Направляет потребителю в срок, установленный для оплаты объема воды за месяц N4, требование о внесении доначисленной платы в размере стоимости 3 куб.метров воды;

Если потребитель в месяце N5 передал показания прибора в объеме 112 куб.метров, тогда исполнитель в месяц N5 предъявляет к оплате за месяц N4 выявленное расхождение в объеме 3 куб.метра и переданный потребителем объем 2 куб.метра (112-110), то есть всего 5 куб.метров.

Помесячно исполнитель предъявляет потребителю к оплате: Месяц N1 — 2 куб.метра, Месяц N2 — 3 куб.метра, Месяц N3 — 2 куб.метра, Месяц N4 — 5 куб.метров, всего — 12 куб.метров. Именно 12 куб.метров составляет разница между показаниями прибора учета на момент Проверки в месяце N1 (100 куб.метров) и показаниями прибора, переданными потребителем в месяце N5 (112 куб.метров).

Пример 2

Пусть в вышеприведенном Примере 1 исполнитель при проведении Проверки в месяце N4 установил, что фактические показания ИПУ составляют 106 куб.метров. В этом случае исполнитель применяет пункт 61 Правил 354, а именно:

Устанавливает объем расхождения в размере 1 куб.метр (107-106);

Направляет потребителю в срок, установленный для оплаты объема воды за месяц N4, уведомление о размере излишне начисленной потребителю платы за воду в объеме 1 куб.метр;

Если потребитель в месяце N5 передал показания прибора в объеме 109 куб.метров, тогда исполнитель в месяц N5 учитывает излишне оплаченный объем 1 куб.метр и переданный потребителем объем 3 куб.метра (109-106), то есть всего 2 куб.метра.

Помесячно исполнитель предъявляет потребителю к оплате: Месяц N1 — 2 куб.метра, Месяц N2 — 3 куб.метра, Месяц N3 — 2 куб.метра, Месяц N4 — 2 куб.метра, всего — 9 куб.метров. Именно 9 куб.метров составляет разница между показаниями прибора учета на момент Проверки в месяце N1 (100 куб.метров) и показаниями прибора, переданными потребителем в месяце N5 (109 куб.метров).

Неприменимость пункта 61

Пример 1

Исполнитель предъявил к оплате потребителю в месяце N5 за месяц N4 объем 3 куб.метра, в месяце N6 за месяц N5 — 3 куб.метра и в месяце N7 за месяц N6 — 3 куб.метра. В месяце 7 исполнитель провел Проверку и установил, что показания прибора учета составляют 15 куб.метров. Данные показания исполнитель определяет как начальные показания ИПУ для расчета объема потребления за Месяц N7, при этом никакого перерасчета не производится, поскольку показания не передавались, а перерасчет согласно пункту 61 Правил 354 возможен только при выявлении недостоверности показаний ИПУ.

Несмотря на то, что согласно показаниям ИПУ за 6 месяцев потребитель потребил 15 куб.метров (15-0), к оплате ему предъявлено: Месяц N1 — 2 куб.метра, Месяц N2 — 3 куб.метра, Месяц N3 — 4 куб.метра, Месяц N4 — 3 куб.метра, Месяц N5 — 3 куб.метра, Месяц N6 — 3 куб.метра, всего — 18 куб.метров.

Потребитель фактически оплатил не потребленные им 3 куб.метра, но именно такой порядок установлен действующим законодательством.

Пример 2

Пусть исполнитель принял ИПУ потребителя к учету с первого числа месяца N1 и установил, что показания ИПУ потребления холодной воды составляют 0 куб.метров. В месяце N2 потребитель передал показания прибора учета 2 куб.метра, исполнитель предъявил к оплате потребление 2 куб.метров воды за месяц N1. В месяце N3 потребитель сообщил исполнителю показания ИПУ 5 куб.метров, исполнитель предъявил к оплате потребление 3 куб.метров воды за месяц N2. В месяце N4 потребитель сообщил исполнителю показания ИПУ 9 куб.метров, исполнитель предъявил к оплате потребление 4 куб.метров воды за месяц N3.

Далее потребитель перестал передавать исполнителю показания прибора учета, и исполнитель начал вести расчет по среднемесячным показаниям прибора учета (подпункт «б» пункта 59 Правил 354 ), которые за три месяца составили (9-0)/3−3 куб.метра

Исполнитель предъявил к оплате потребителю в месяце N5 за месяц N4 объем 3 куб.метра, в месяце N6 за месяц N5 — 3 куб.метра и в месяце N7 за месяц N6 — 3 куб.метра. В месяце 7 исполнитель провел Проверку и установил, что показания прибора учета составляют 20 куб.метров. Данные показания исполнитель определяет как начальные показания ИПУ для расчета объема потребления за Месяц N7, при этом никакого перерасчета не производится, поскольку показания не передавались, а перерасчет согласно пункту 61 Правил 354 возможен только при выявлении недостоверности переданных потребителем исполнителю показаний ИПУ.

Несмотря на то, что согласно показаниям ИПУ за 6 месяцев потребитель потребил 20 куб.метров (20-0), к оплате ему предъявлено: Месяц N1 — 2 куб.метра, Месяц N2 — 3 куб.метра, Месяц N3 — 4 куб.метра, Месяц N4 — 3 куб.метра, Месяц N5 — 3 куб.метра, Месяц N6 — 3 куб.метра, всего — 18 куб.метров.

Потребитель фактически потребил на 2 куб.метра воды больше, чем оплатил, но именно такой порядок установлен действующим законодательством. Указанные 2 куб.метра увеличат объем коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, и будут являться убытком исполнителя коммунальных услуг.

Выводы

Пункт 61 Правил 354 устанавливает, что исполнитель обязан производить перерасчет, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период.

Указанная норма применима только в случае, если потребитель передал исполнителю недостоверные сведения о показаниях прибора учета, но неприменима, если потребитель вообще не сообщал исполнителю показания ИПУ.

P. S. Анализ пункта 61 Правил 354 проведен по обращению ООО «Юго-Западное». Если у Вас есть предложения по необходимости разъяснения актуальных вопросов жилищной сферы, Вы можете направлять соответствующие обращения в АКАТО на электронный адрес [email protected]. В случае согласия экспертов АКАТО с необходимостью анализа предложенных Вами вопросов, соответствующая статья будет подготовлена и опубликована на сайте АКАТО.

Система центрального отопления в большинстве случаев характеризуется частыми сбоями в работе и несоблюдением норм. Тогда владельцы квартир могут поднять вопрос об изменении суммы оплаты. Существует определенная процедура, которая позволяет сделать перерасчет платы за отопление: образец заявления и правила составления позволят выполнить ее надлежащим образом.

Нормы централизованного отопления

Прежде чем узнать, как делается перерасчет за отопление – необходимо ознакомиться с нормами центрального теплоснабжения. Ненадлежащее качество предоставляемых услуг может стать причиной изменения суммы оплаты Управляющей Компании.

Первое и необходимое условие для нормального проживания в квартире – поддержание нужного уровня температуры. Так как правильно сделать перерасчет за отопление можно только после ознакомления с нормами теплоснабжения – необходимо найти соответствующий нормативный документ. В настоящее время им является постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011. Любые расхождения от требований, отписанных в нем, могут стать основанием для перерасчета по отоплению.

Этот документ определяет следующие правила теплоснабжения многоквартирных домов:

  • Температура днем в жилых комнатах . Ее минимальное значение для помещений, находящихся в середине зданий рано +18°С. Для угловых комнат этот показатель выше и должен составлять +20°С;
  • Температура ночью в жилых комнатах. Она может быть на три градуса ниже дневной нормы;
  • Снижение температуры на улице до -30°С . В этот период повышаются нормы обогрева с +18°С до +20°С и с +20°С до +22°С соответственно. Это может быть одним из факторов как добиться перерасчета за отопление;
  • Суммарное время без отопления в течение месяца . Согласно нормативам за это период допускается отсутствие теплоснабжения на срок не более 24 часов суммарно. Однако факт отключения должен быть зафиксирован. Иначе невозможно будет сделать перерасчет за некачественное отопление;
  • Допустимое время разового отключения . Оно не должно быть дольше 16 часов. При этом допускается продолжительное отключение только в том случае, если температура на улице не опустилась ниже -12 °С.

Несоблюдение этих показателей является основанием для требования перерасчета коммунальных платежей за отопление. Но для этого необходимо правильно оформить заявление и приложить необходимые подтверждающие документы.

Если в квартире проходит несколько стояков и один из них не работает – перерасчет за отсутствие отопления не выполняется, пока поддерживается нужный уровень температуры. Поэтому возможно частичная остановка теплоснабжения в отопительный период.

Когда можно оформить перерасчет платы за отопление

Заявление на перерасчет платы за отопление может быть написано на основании постановления №307 от 23.05.2006. В нем определены ситуации, когда у компании, предоставляющей услуги центрального теплоснабжения, можно требовать изменения суммы оплаты. Поэтому перед тем как написать заявление на перерасчет отопления рекомендуется детально ознакомиться с этим документом.

Его основные положения определяют порядок выполнения этой процедуры и перечень необходимых действий. Зачастую работники ЖКХ не знают содержание этого документа и отказываются произвести перерасчет за отопление.

В случае возникновения подобной ситуации можно обратиться в вышестоящую инстанцию или Общество защиты прав потребителей. Примечательно, что образец заявления о перерасчете платы за отопление может быть заполнен не только в случае перебоев в теплоснабжении. Есть ряд других ситуаций, когда можно уменьшить сумму оплаты за ЖКХ.

Написание заявления на перерасчет платы за отопление возможно при возникновении таких ситуаций:

  • Выход из строя одного или нескольких радиаторов . В этом случае понижается теплоотдача системы и тем самым ухудшается качество услуги;
  • Оформление субсидии . Если после этого приходят кавитации с прежними суммами – необходимо правильно сделать перерасчет за отопление. Для этого составляется заявление с приложением копий документов о положенной субсидии;
  • Низкое качество предоставляемых услуг . К ним относятся отклонения от норм, которые были описаны выше. Однако нужно правильно выбрать основание для перерасчета по отоплению, так как возможен ряд спорных моментов.

Важно, чтобы при наступлении одной из этих ситуаций были оформлены подтверждающие документы. Только тогда будет применена формула перерасчета за отопление. Если сбои в теплоснабжении произошли по причине поломки – обязательно составляется акт, копия которого должна находиться у собственника квартиры. Для определения недолжной степени нагрева радиаторов следует вызвать комиссию из ЖЭКА или УК. Они с помощью аппаратуры определят температуру воздуха в жилых помещениях. Во время выполнения этих действий рекомендуется сверять фактические данные с указанными в акте. На его основании можно произвести перерасчет за отопление.

Перерасчет может быть выполнен только один раз в год. Поэтому перед началом процедуры нужно тщательно подготовиться, так как будет большая бумажная волокита. Прежде всего необходимо для себя определить целесообразность ее проведения.

Возможные причины отказа в перерасчете за отопление


Но не всегда написанное заявление на перерасчет отопления буде имеет силу. Существует ряд обстоятельств, при которых уменьшение денежной суммы не будет выполнено. В этом случае следует проанализировать все возможные спорные моменты и точно определить, что закон находится на стороне собственника квартиры.

В каких случаях делается перерасчет за отопление и возможны ли спорные моменты? Для их выявления следует внимательно ознакомиться с договором поставки услуг теплоснабжения. В нем четко определены права и обязанности сторон.

В обязательном порядке изучаются пункты о некачественном предоставлении услуг и порядок компенсации. Именно там должен быть описан четкий механизм перерасчета за некачественное отопление.

Если же представители ЖЭКа отказываются признавать факт несоблюдения договора – это может стать причиной судебного разбирательства.

Сложно или практически невозможно добиться перерасчета за отопление в следующих случаях:

  • Большие тепловые потери в квартире . Они могут быть обусловлены плохим качеством оконных или дверных конструкций, отсутствием утепляющего слоя на стенах. Но вместе с этим теплоотдача отопительных приборов должна быть на требуемом уровне;
  • Воздушные пробки в стояках . Это также является спорным вопросом о перерасчете за отсутствие отопления. Для удаления воздушных пробок из однотрубной системы представителям ЖЭКа необходимо обеспечить доступ в квартиру, где они расположены. Это не всегда возможно;
  • Уменьшение теплоотдачи в радиаторах . Это также является спорным вопросом о перерасчете коммунальных платежей за отопление. Номинально за состоянием отопительных приборов должны следить работники ЖЭКа. Но они могут сказать, что хозяина не было дома в положенное время. Зачастую компромисс находится методом временной установки промывочных кранов.

Если перебои в работе отопления обусловлены этими обстоятельствами – не рекомендуется добиваться перерасчета за теплоснабжение. В итоге сумма оплаты останется прежним. При этом собственник квартиры потеряет свое время и может быть часть средств на проведение экспертизы.

Причина отказа в произведении перерасчета за отопление не должна расходиться с действующими законами и нормами. Поэтому в случае неправильного решения необходимо провести повторное разбирательство, но уже на другом, более высоком уровне.

Правила заполнения заявления на перерасчет за отопление

Перед составлением заявления на перерасчет платы за теплоснабжение следует засвидетельствовать факт некачественного предоставления этой услуги. Подтверждающим документом в этом случае является акт, который могут составить представители ЖЭКа или Управляющей Компании.

Альтернативным вариантом является привлечение 2-х соседей, председателя совета дома или старшего по подъезду. При соблюдении эти условий составленный акт может быть приложен написанному заявлению на перерасчет теплоснабжения. В документе необходимо указать точный адрес, характеристики помещения и текущее значение температуры. Основным затруднением является уровень используемых приборов – они должны пройти обязательную поверку. Это факт указывается в акте, который служит основанием для перерасчета за некачественное теплоснабжение.

В стандартном образце заявления о перерасчете платы за отопление должны быть следующие пункты:

  • Правильно заполненная «шапка». В ней указывается, кому арестовывается заявление и от кого;
  • Причина пересмотра оплаты за отопление . Чаще всего это несоблюдение температурного режима. Обязательно прописываются точное время и даты, когда было зафиксировано отклонение. В противном случае не будет делаться перерасчет за отопление;
  • Требования перерасчета . Указать период, за который нужно повести изменение суммы оплаты;
  • Возможные последствия отказа . В этом пункте можно упомянуть, что согласно законодательству за каждый день некачественно предоставленной услуги предполагается пеня в размере трех процентов от ее стоимости;
  • Список прилагаемых документов . Главным основанием для перерасчета по теплоснабжению служит составленный заранее акт. Важно, чтобы он был написан правильно и без неточностей.

Последний пункт наиболее важен, нежели заполнение образца заявления о перерасчете платы за теплоснабжение. Техническая составляющая вопроса является определяющей. Поэтому рекомендуется предварительно проконсультироваться в ЖЭКе или Управляющей Компании, предоставив им копию документа.

Время принятия решения о перерасчете за отсутствие теплоснабжения составляет 10 рабочих дней. Дополнительно к документу можно приложить самостоятельные расчеты. Это позволит придать значимости составленному документу и в некоторой степени послужит сверкой при принятии окончательного решения.

При подаче заявления на перерасчет коммунальных платежей за теплоснабжение нужно потребовать копию, но с «мокрой» печатью организации. Также необходимо узнать входящий номер при регистрации заявления.

Пример перерасчета услуг отопления

Ключевым моментом при желании изменить сумму являются самостоятельные вычисления. В настоящее время не существует общей формулы перерасчета за отопление, так как причины инициации этого процесса могут быть разными – от низкой температуры в радиаторах до полного отключения теплоснабжения.


Если в квартире установлены тепловые счетчики, то отказ перерасчета за отопление может быть аргументирован тем, что клиент платит только за фактическое тепло. Такая позиция является в корне неправильной.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot