Нормы высоты стола для детей. Размеры по санпин

Чтобы работа за столом была удобной, не доставляла неудобств, дискомфорта обязательно нужно учитывать его высоту. От этого параметра будет зависеть комфортное применение этого предмета мебели. Стандартная высота стола должна соответствовать под средние показатели взрослого и ребенка. Стоит рассмотреть особенности этого параметра для каждой разновидности этих изделий подробнее.

Высота стола в зависимости от назначения

Почему параметры стола так важны для человека. В первую очередь стоит учитывать ни форму, конструкцию, механизмы, материал этого изделия, а именно его параметры. Эти показатели обеспечивают удобство использования, а также предотвратят различные нарушения позвоночника. Размер рабочего стола предоставляет важное значение. От него зависит удобство, необходимый уровень положения тела, особенно спины. При недостаточной высоте, человеку во время рабочего процесса придется наклоняться вперед, сутулиться, что приведет к появлению искривления позвоночника, неприятных ощущений в области спины. Этот параметр важен для взрослых, для детей. Но стоит брать во внимание то, что для каждой разновидности изделий с учетом назначения параметры могут быть разными.

Кухонный

Высота кухонного стола напрямую зависит от параметров человека. Чем будет больше число роста, тем выше будет находиться область рабочей поверхности.

Стандартная высота кухонных столов стола высчитывается по схеме:

  • если рост человека приближается к числу 150 см, то стол подойдет от 75 до 76 см. Если человек обладает средним ростом, то чтобы нормально разместиться за мебелью с этими параметрами придется сложиться почти в два раза;
  • при 150-160 см наиболее подходящим будет изделие с 80-82 см от поверхности пола;
  • параметры 160-180 см являются общим стандартом. На эти показатели ориентируются многие производители при изготовлении кухонных мебельных изделий. Тут размеры мебели будут составлять 87-90 см. Эти показатели являются наиболее подходящими, они обеспечивают удобный рабочий процесс на кухне для мужчин и женщин;
  • если же показатели роста превышают стандартные рамки, тогда мебель можно сделать на заказ. Обычно при размере человека 185 см или 200 см изготавливают кухню со столешницей в 1 метр.

Высоту кухонной мебели необходимо подбирать так, чтобы за ней было комфортно работать всем членам семьи. Конечно, под каждый показатель роста подобрать невозможно, но можно высчитать средний.

Если размер роста у жены составляет 150 см, а у мужа 190 см, то средний показатель будет составлять 170 см. А для человека с этими показателями наиболее удобно будет работать за столом с 85-87 см. Но жене придется большее время проводить на кухне, лучше это число можно сдвинуть вниз – 80 см.

Письменный

Высота письменного стола для взрослых и ребенка отличается. Выбирая изделие этого вида, стоит в первую очередь учесть, для кого именно приобретается эта мебель – для взрослого или для ребенка.

Если для ребенка уже изготавливаются специальные предметы мебели, размеры которых можно регулировать самостоятельно, то для взрослых дело обстоит совсем по-другому. В первую очередь стоит учитывать телосложение человека, его размеры, рост. Выбор мебели стоит делать с учетом всех этих показателей. Человек за изделиями этого вида в первую очередь должен себя чувствовать удобно.


Выбор высоты детского письменного стола

Помимо высоты обязательно нужно учитывать длину и ширину. Длина и ширина должны подходить под стандартные параметры. Если эти показатели будут меньше необходимых, то пользователь будет ощущать большие неудобства, которые могут негативно отразиться на здоровье его опорно-двигательного аппарата.

Комфортабельность письменных изделий напрямую зависит от размеров. Необходимо правильно подобрать высоту в зависимости от размеров человека. Согласно «Модулору», который был разработан французско-швейцарским архитектором и дизайнером Ле Корбюзье выявлены необходимые пропорции:

  • согласно показателям среднего роста людей всей земли, а это примерно 175-183 см, размерный ряд письменных изделий считается оптимальным от 700 мм и до 800 мм;
  • для 150-160 сантиметров будет оптимальными изделия с 60 сантиметрами;
  • если рост составляет выше среднего – 190-200 см, то в этих ситуациях придется делать мебель на заказ с 85-90 см.

Компьютерный

Важно выбрать мебель с правильным размером. Это качество обеспечит удобство при работе за этой мебелью, за ней приходится проводить длительный период. Если он будет недостаточным, то человеку придется постоянно поддаваться вперед, будет создаваться большое напряжение на спину. А если будут большие показатели, то сидящему придется постоянно поднимать вверх голову, что может оказать негативное воздействие на область спины.

Основные требования к компьютерной мебели:

  • во время нахождения за этим изделием спина должна быть в ровном положении, а плечи расправлены в стороны;
  • предплечья должны располагаться на поверхности стола;
  • область плечевого пояса не должна быть в приподнятом состоянии;
  • рабочая поверхность должна находиться на уровне солнечного сплетения;
  • ноги следует согнуть под прямым углом, они должны располагаться на полу.

Если в точности соблюдать все эти требования, то можно предотвратить различные нарушения позвоночника, искривления, деформации, которые часто бывают основными причинами появления серьезных заболеваний. А вот как добиться соблюдение этих требований? Есть ли определенные стандарты. Все дело в параметрах это мебели, именно от них и зависит здоровье спины, позвоночника и удобство.

Стандартная высота компьютерного стола высчитывается в зависимости от роста человека. Во многих мебельных магазинах продаются изделия со стандартной высотой – 75 см. Этот показатель рассчитан на средний рост 170-175 см.

Для обладателей меньшего или наоборот большего роста данные изделия будут неудобны. В этих ситуациях стоит сделать компьютерную мебель на заказ или самостоятельно. Показатели будут отличаться – для размера человека от 1,5 до 1,6 метра будет составлять 65-70, для 1,85-2 метра 80-85.

Обеденный

Обеденная зона должна быть удобна во всем, при приеме пищи не должно возникать неудобств, дискомфорта, напряжения. При нахождении человека за обеденным столом, в первую очередь он должен ощущать полное расслабление всего тела, оно должно отдыхать. Выбирая высоту мебели, обязательно учитывается рост человека.

Чтобы сидящий ощущал полное удобство необходимо, чтобы размер был 700-750 мм. Это число считается самым оптимальным, он подходит для обладателей роста 1,65 метр. Средняя высота обеденных изделий от пола до поверхности изделий составляет от 72 до 78 сантиметров.

Показатель высоты стола = рост человека * 75/165, где

75 сантиметров – высота мебели;

165 сантиметров – средний показатель человека.

Если вы имеете показатель роста 170 см, то тогда формула высчитывания обеденного изделия будет вычисляться так:

Детский и для школьников

Подобранный стол для школьника должен быть удобным, комфортным, а главное, во время работы за ним у ребенка не должно оказываться напряжения на спину, позвоночник. В противном случае может появиться процесс искривления, деформации позвоночника. А ведь ребенку за этим предметом приходится проводить длительное время, выполняя домашнее задание. Поэтому стоит учитывать высоту стола для ребенка.

Чтобы узнать высоту детского стола, для начала нужно определить рост ребенка. Показатели стола для первоклассника и подростка можно узнать из таблицы ниже.

Обязательно при выборе детской мебели нужно учитывать размеры, именно от них зависит дальнейшее полноценное развитие ребенка. Стоит помнить, что у ребенка растущий организм, поэтому в этот период необходимо создать все необходимые условия для его комфорта.

Стоит запомнить важные правила, за счет которых помогут подобрать комфортную мебель для детей:

  • при посадке на стул у ребенка поверхность ступней должна находиться на напольном покрытии, а вместе между голенью и бедром должен образовываться прямой угол;
  • необходимый уровень глубины стула можно определить по следующему критерию – поверхность сидения стула не должна впиваться в область подколенных суставов;
  • параметры расстояния между коленями и столешницей должны быть не менее десяти-пятнадцати сантиметров;
  • точный уровень расстояния от глаз до мебели должен равняться расстоянию от кончиков пальцев до локтя ребенка.

Организация комфортного рабочего места ребенка

Правила выбора высоты

При выборе мебели важно учитывать много разных критериев, но размер высоты должен быть на первом месте, независимо от того какой предмет приобретается – письменный, рабочий, офисный.

Ряд правил при выборе стола:

  • если необходимо приобрести кухонный гарнитур для готовки, то в этом случае лучше придерживаться стандартных параметров – 80-85 см. Этот показатель является самым популярным, с его поиском не возникнет проблем, да и за ним будет комфортно людям с абсолютно любым ростом – от 1,5 до 2 метров;
  • если нужен письменное изделие, а рост выше или ниже среднего, то тогда лучше прибегнуть к услугам мебельщиков. Такие модели можно выполнить на заказ. Правильно рассчитайте размеры согласно формуле – рост *75/165 см;
  • обязательно подберите стулья – оптимальной высотой стула считается 42 см. Для Высоких людей – 45 сантиметров, для маленьких – 40 сантиметров;
  • если приобретается мебель для ребенка или ученика, то в этих ситуациях к высчитыванию стоит отнестись ответственно. Для детей показатели параметров этих изделий особенно важны. Они зависят от возраста и роста. Отличным вариантом будут изделия с регулируемыми параметрами.

Выбор столов – это сложная задача, которая требует учитывать все необходимые показатели. Высота этих изделий должна стоять на первом месте, потому что именно от нее будет зависеть комфорт, удобство при работе. Важно чтобы человек себя ощущал комфортно, не должно быть ощущения напряжения, дискомфорта, тяжести, усталости. Поэтому стоит правильно рассчитать параметры этих предметов интерьера.

Видео о столах с регулируемой высотой

На видео можно увидеть обзор столов с возможностью регулирования высоты.

Для своих детей родители стремятся приобретать качественные, надежные вещи. От правильного выбора зависит здоровье и успеваемость ребенка. Ведь если мебель, где приходится делать уроки, неудобная, малыш не сможет высидеть здесь достаточное количество времени. Ему будет тяжело учить уроки дома. Именно поэтому так важно подходить к процессу ответственно.

Выбирая размеры для школьника, необходимо ознакомиться с рекомендациями специалистов. Существуют определенные нормы, позволяющие приобрести оптимальную мебель. Проводя довольно длительное время за письменным столом, школьник должен сидеть правильно. От этого напрямую зависит здоровье его спины, зрения, а также комфорт и работоспособность. За неудобным столом ребенок долго не высидит. Это будет мешать сконцентрироваться на учебном материале. Как выбрать оптимальные размеры подскажут специалисты.

С чего начать?

На втором месте по значимости выступает качество материалов. От этого показателя зависит долговечность изделия, комфорт его для школьника. Соответствие представленной мебели интерьеру комнаты должно не ускользнуть из зоны внимания покупателя, но тем не менее это второстепенный вопрос. Главное, чтобы стол нравился ребенку. В процессе выбора родители должны уделить внимание и качеству крепежа. Дети очень подвижны, поэтому стол должен быть крепким, добротным.

Это одна из самых дорогостоящих покупок, которую необходимо сделать родителям первоклассника. Но письменный стол, подобранный правильно, эксплуатируется несколько лет.

Популярная форма стола

Изучая стандартные размеры письменного стола для школьника, необходимо обратить внимание на форму. Существует несколько популярных вариантов исполнения представленной мебели. Первая форма является самой давней. Но она до сих пор в тренде. Это прямоугольные столы с небольшим количеством ящиков.

Далее следует уделить внимание такой разновидности, как компьютерный стол. Ныне у многих школьников есть соответствующая оргтехника. Столы при этом обладают специальным местом для монитора, дисков, выдвижной панелью для клавиатуры.

Если размер комнаты позволяет, можно приобрести Г-образную разновидность. На одной стороне ребенок может выполнять письменную работу, а на другой - работать на компьютере.

Еще одним популярным принципом конструкции является стол-трансформер. Его подстраивают под рост ребенка, поэтому такое изделие эксплуатируют дольше, чем обычные разновидности детской мебели.

Изготовление столов

Размеры письменного стола для школьника регламентирует ГОСТ 11015-71. Он выделяет группы детей в соответствии с их ростом. Всего существует 5 категорий, которые маркируют буквой или цветом. Чтобы проще было разобраться в принципах, которые применяются при изготовлении столов, необходимо рассмотреть таблицу их размеров для школьников.

При изготовлении мебели для школьников придерживаются представленных стандартов. Это позволяет обеспечивать детей комфортными столами. Утомляемость в этом случае значительно снижается. Это позволяет обеспечить до 85 % детей подходящей мебелью для продуктивного обучения.

Один из вариантов чертежей с размерами представлен далее. Все параметры подбирают в соответствии с указанным ГОСТом.

Габариты стола

Чтобы родителям было проще подобрать правильные габариты мебели, необходимо рассмотреть чертеж письменного стола с размерами для школьника (представлен далее). Чтобы ребенок мог свободно разложить на нем свои тетради, учебники, ширина рабочей зоны должна быть не менее 60 см, а длина - 120 см.

I - длина стола (120 см).

II - ширина стола (60 см).

Если на обычном прямоугольном столе будет стоять ноутбук или компьютер, необходимо учитывать габариты техники. Мебель при этом будет еще шире и длиннее. В этом случае правильно организовать помогут специальные разновидности столов. Важно также правильно подбирать их высоту.

Расстояние от пола до столешницы должно соответствовать росту ребенка. Чтобы он не сутулился, парта должна быть достаточно высокой.

Но если этот параметр превышает норму, ножки маленького ученика не будут доставать до пола. Это очень неудобно. Существуют и другие размеры, на которые обращают внимание при выборе.

Параметры стола

Выбирая размеры письменного стола для школьника по ГОСТу, необходимо обращать внимание на ряд других параметров. Следует отметить, что парту подбирают одновременно со стулом. Когда ребенок будет сидеть за ней, его ноги должны стоять на полу. Колени при этом должны быть согнуты под углом 90º.

Свободного места под столом должно быть достаточно. Если здесь есть ящички, расстояние для ног ребенка должно быть в длину 45 см, а в ширину - не менее 50 см.

Также необходимо обращать внимание на угол наклона столешницы. Идеально, если он составляет 30°. Если же мебель без уклона, необходимо приобретать подставку под книги, тетради.

Как проверить правильность выбора

Оптимальный размер письменного стола для школьника следует подбирать вместе с ребенком. Необходимо попросить малыша присесть на стульчик. Локти лежат свободно. При этом плечи не должны быть приподняты. Ноги стоят на полу. Расстояние от них до столешницы должно быть 15 см.

Если высота подобрана правильно, поверхность мебели будет находиться на уровне солнечного сплетения ребенка.

Есть еще один простой тест, позволяющий оценить правильность высоты мебели. Когда школьник сядет за стол, нужно попросить его положить руки перед собой. Далее кончиком среднего пальца ребенок должен достать до глаза. Если это условие выполняется, выбор правильный.

Дополнительная комплектация

Различными дополнительными элементами могут обладать письменные столы для школьников. С размерами помогут определиться перечисленные выше правила. Но габариты мебели зависят еще и от ее комплектации.

Чтобы избежать хаоса на рабочем месте, потребуются различные полочки, ящички. Могут входить в комплект также разные тумбочки. Такие дополнительные элементы должны быть на колесиках. Это позволит свободно передвинуть тумбочки при необходимости.

Полки над столом могут быть открытыми. Ящики в столе также необходимы. Некоторые дверцы можно закрывать на ключ. Это даст возможность ребенку чувствовать свое личное пространство, хранить какие-то свои секретики.

Обзор недорогих моделей

В поисках лучших вариантов мебели необходимо рассмотреть обзор удобных письменных столов для школьника. Среди недорогих разновидностей (от 6 до 10 тыс. руб.) следует выделить такие модели, как «Дельта-10», «ДЕМИ», R-304, Grifon Style R800.

Это довольно качественные варианты мебели для школьников. Их отмечают как лучшие в низкоценовом сегменте множество покупателей. Материалы, из которых сделаны представленные столы, безопасны для ребенка.

Желая эксплуатировать мебель долгое время, стоит купить «ДЕМИ». Ее можно подстроить под рост ребенка. Если малыш сутулится, сидит неправильно, можно отдать предпочтение столу R-304. В нем есть специальный вырез, корригирующий осанку. Если на столе будет стоять компьютер, лучше купить R800.

Обзор средних и дорогих столов

Изучая размеры письменного стола для школьника, следует обратить внимание на дорогие и средние по стоимости изделия. Их цена стартует с отметки 11 тыс. руб. До 15 тыс. руб. будут стоить такие популярные модели, как Direct 1200M, Comstep-01/BB, ортопедический Conductor-03/Milk&B, Mealux BD-205. Это стильные, красивые модели с широким спектром функций. Их подбирают в соответствии с потребностями ребенка.

Пользователи отмечают, что оптимальным соотношением цены и качества отличается стол-трансформер Moll Champion. Его стоимость составляет около 35 тыс. руб. Столешница разделена на три функциональные зоны. Это удобная во всех отношениях мебель. Долговечность и комфорт подтверждают многочисленные отзывы пользователей.

Выбирая размеры письменного стола для школьника, родители стремятся купить самую удобную мебель. Кроме габаритов, для этого необходимо обратить внимание на форму. Линии должны быть плавными, обтекаемыми.

Поверхности качественной мебели не имеют зацепок, неровностей. Стол не должен пахнуть лаком или другими химическими веществами. Слишком мягкая поверхность будет недолговечной. Это характерно для некачественного пластика. Поэтому лучше отдать предпочтение пусть более дорогим, но добротным материалам.

Также необходимо продумать гармоничное расположение мебели в интерьере. Очень важно создать правильное освещение. Поэтому первоначально необходимо поставить стол так, чтобы на него попадало достаточное количество дневного света. Также необходимо поставить лампу. Это обязательный атрибут рабочего стола школьника. Некоторые модели уже имеют соответствующие места для подключения лампы.

Подойдя ответственно к процессу выбора, можно купить качественную, долговечную мебель. За таким столом ребенку будет удобно выполнять домашнюю работу. Он не будет сутулиться, быстро уставать. Если эта вещь действительно нравится юному школьнику, он сможет проводить за столом достаточное количество времени. А от этого зависит его успеваемость. Стол - это личный уголок ребенка. Поэтому к выбору этого предмета интерьера необходимо подходить максимально ответственно.

Выбирая детскую мебель, родители малышей и руководители дошкольных и школьных учреждений часто сталкиваются с тем, что нужно не просто выбрать модель и цвет изделия, но также определиться с ростовой группой. Так что же такое ростовая группа? Как правильно подобрать нужную ростовку детского стульчика или стола? Чем руководствоваться?

Создавая детскую дошкольную мебель и мебель ученическую для школ, дизайнеры-конструкторы нашей компании, конечно, руководствуются нормативными документами, в которых четко прописаны все требования к мебели, а также возможные ростовые группы.

Действующие ГОСТы и СанПиН для дошкольной мебели:

Так что же такое мебельная ростовая группа?

Само понятие «ростовая группа» возникла из соображений здорового развития детского организма. Для формирования правильной здоровой осанки малышей необходимо, чтобы они не только вели активный образ жизни, но также правильно сидели за партами на правильных стульях. Для этого и были разработаны ростовые группы, при которых высота стула и стола зависят напрямую от роста ребенка, и учитывают особенности посадки ребенка.

Важно! При подборе мебели нужно учесть, что:

  • при согнутых коленях в 90 градусов, ступни ног должны полностью соприкасаться с полом;
  • между коленями и столешницей должно быть пространство не менее 110 мм для свободного движения,
  • передний край стула не должен вплотную примыкать к подколенным впадинам, нижняя часть бедра должна быть свободна от давления стула,
  • предплечье руки, согнутое в локте под 90 градусов, должно спокойно без напряжения лежать на столешнице,
  • спинка стула должна обеспечивать поддержку спины в двух местах (поясничная область, нижняя часть лопаток),
  • между сиденьем стула и спинкой должно быть предусмотрено свободное пространство.

Все вышеперечисленные условия соблюдаются в ростовых группах. И зная рост своего ребенка, Вам уже не придется бегать по всем магазинам с рулеткой и мерить мебель. Достаточно просто определиться с этой самой ростовой группой.

Таблица ростовых групп в зависимости от роста ребенка

Рост ребёнка (мм)

Ростовая группа для мебели и цвет маркировки

Группа в детском саде или класс в школе (примерно)

Высота от пола до сиденья стула (мм)

Высота от пола до столешницы стола (мм)

00
(черный)

0
(белый)

младшая группа

1
(оранжевый)

младшая/средняя группы

2
(фиолетовый)

средняя/старшая группы

3
(желтый)

старшая группа/1-й класс

4
(красный)


Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Действующий СанПиН 2.4.1.3049-13 принят 15 мая 2013 года, и вступил в силу с 30 июля 2013 года, взамен утратившему силу СанПиН 2.4.1.2660-10 .
Выдержка из СанПиН 2.4.1.3049-13:

6.5. В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и должны быть подобраны согласно группе роста детей. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

6.6. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице 1.

Таблица 1. Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста

Группа роста детей (мм) Группа мебели Высота
стола (мм)
Высота сиденья
стула (мм)
до 850 00 340 180
свыше 850 до 1000 0 400 220
с 1000 - 1150 1 460 260
с 1150 - 1300 2 520 300
с 1300 - 1450 3 580 340
с 1450 - 1600 4 640 380

6.7. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.

6.8. Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и антибликовое или матовое покрытие.

6.9. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

6.12. Во вновь строящихся дошкольных образовательных организациях в составе групповых должны быть предусмотрены отдельные спальные помещения. Спальни оборудуются. При проектировании групповой допускается предусматривать наличие раздвижной (трансформируемой) перегородки для выделения спальных мест (спальни), которые оборудуются раскладными кроватями с жестким ложем или на трансформируемыми (выдвижными, выкатными) одно - трехуровневыми кроватями.

6.13. В существующих дошкольных образовательных организациях при отсутствии спален по проекту или недостаточной площади имеющихся спальных помещений допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно - трехуровневых кроватях. При использовании в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья. Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.

ГОСТы

ГОСТы по детской мебели

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"".

Регистрационный N 18267.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35; ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1732; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953), постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 октября 2010 года.

3. С момента введения СанПиН 2.4.1.2660-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2003 N 24 (зарегистрированы в Минюсте России 08.04.2003, регистрационный номер 4392).

Г. Онищенко

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10.

VI. Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организаций
6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской (дошкольной) мебели для сидения и столов (обеденных и учебных) должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальным стандартам.
Помещения детских садов компенсирующего вида оборудуются в зависимости от осуществления квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
6.2. Раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала.
Шкафы для одежды и обуви оборудовать индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф маркируется.
В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей.
В раздевальных возможна установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке.
6.3. Для осмотра и переодевания детей раннего ясельного возраста помещение раздевальной оборудуют пеленальными столами, рабочими столами и стульями, умывальной раковиной, шкафом для одежды матерей. Необходимо предусмотреть отдельное помещение для грудного кормления детей.
В раздевальной детей раннего возраста место для кормления детей матерями должно быть оборудовано столом, стульями, подставками для ног, умывальником и шкафом для одежды.
6.4. В групповых для детей раннего ясельного возраста рекомендуется устанавливать в светлой части помещения групповой манеж размером 6,0 х 5,0 м с высотой ограждения - 0,4 м, длинной стороной параллельно окнам и на расстоянии от них не менее 1,0 м. Для ползания детей на полу выделяют место, ограниченное барьером, устанавливают горки с лесенкой высотой не более 0,8 м и длиной ската - 0,9 м, мостики длиной 1,5 м и шириной 0,4 м с перилами высотой 0,45 м.
Вблизи буфетной рекомендуется устанавливать пеленальные столы и специальные столики с выдвижными креслами для кормления детей 8 - 12 месяцев. Возле пеленального стола устанавливают бак с крышкой для грязного белья.
6.5. В групповых помещениях для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.
6.6. Стулья должны быть в комплекте со столом одной группы, которая должна быть промаркирована. Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей согласно таблице 1.
Для организации настольных игр для детей допускается использовать подоконные ленточные и учебные столы.
6.7. Для детей 1,5 - 3 лет в групповых следует предусмотреть спортивный уголок.
6.8. При оборудовании групповой соблюдают следующие требования:
- столы для занятий старших и подготовительных групп устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места;
- для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места.
Столы устанавливают следующим образом:
- четырехместные столы - не более чем в 2 ряда с учетом обеспечения боковым освещением максимального количества детей;
- двухместные столы - не более чем в 3 ряда;
- расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м;
- расстояние первого ряда столов от светонесущей стены должно быть 1 м;
- расстояние от первых столов до настенной доски должно быть 2,5 - 3 м, при этом угол рассматривания должен составлять не менее 45 град.
6.9. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств.
Размер настенной доски составляет 0,75 - 1,5 м, высота нижнего края настенной доски над полом - 0,7 - 0,8 м.
Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и иметь антибликовое или матовое покрытие.
При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.
При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
При организации занятий детей рассаживают с учетом роста, состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью - за первые столы, соответствующие их росту.
6.10. В дошкольных организациях используют игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.
6.11. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 2.
6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.
6.13. В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах возможна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара и других. При их организации соблюдают следующие требования:
- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;
- недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
- животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);
- недопустимо принимать бродячих животных;
- уборка за животными и уход за растениями осуществляются ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.
Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
6.14. Во вновь строящихся и реконструируемых дошкольных организациях необходимо в составе групповых предусмотреть отдельные спальные помещения.
Спальни оборудуют стационарными кроватями.
Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60 см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см.
Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см.
Длина стационарной кровати для детей 3 - 7 лет составляет 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см.
Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м.
Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют.
6.15. В существующих дошкольных организациях при отсутствии спален по проекту допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно-трехуровневых кроватях.
Новые типы кроватей должны быть безвредны для здоровья детей.
При использовании раскладных кроватей (раскладушек) в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья.
6.16. В существующих дошкольных образовательных организациях, при наличии спальных помещений по проекту, спальные помещения не допускается использовать не по назначению (в качестве групповых, кабинетов для дополнительного образования и других).
6.17. Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Следует иметь не менее 3 комплектов постельного белья и полотенец, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка.
6.18. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В зоне умывальной размещают детские умывальники и огороженный трансформируемым ограждением душевой поддон с доступом к нему с 3 сторон для проведения закаливающих процедур. В зоне санитарных узлов размещают унитазы.
Для душевого поддона высота установки составляет 0,3 м. Душевой поддон оборудуют гибким шлангом с душевой насадкой, расположенным над днищем поддона на высоте 1,6 м.
6.18.1. Туалетную для детей ясельного возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы.
Хранение одноразовых подгузников в помещениях с повышенной влажностью воздуха не допускается.
6.18.2. В туалетной младшей дошкольной группы в умывальной зоне устанавливают 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителем, 4 детских унитаза.
6.18.3. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть 1,0 х 0,75 м, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.
6.18.4. При проектировании и реконструкции дошкольных организаций в старших и подготовительных группах следует предусмотреть раздельные туалетные комнаты для мальчиков и девочек.
6.19. Для проведения гигиенических процедур (подмывание) детям ясельного и младшего дошкольного возраста должны быть предусмотрены душевые поддоны с душевой сеткой на гибком шланге.
6.20. При круглосуточном пребывании детей рекомендуется оборудовать ванные комнаты для помывки детей, оборудованные душевыми кабинами (ваннами, поддоны с подводкой горячей и холодной воды со смесителем).
6.21. Для детей младшего дошкольного возраста высота установки умывальников от пола до борта прибора составляет 0,4 м, для детей среднего и старшего дошкольного возраста - 0,5 м.
6.22. Унитазы оборудуются детскими сиденьями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.
6.23. В существующих дошкольных организациях допускается оборудование санитарного узла для персонала в детской туалетной комнате в виде отдельной закрытой туалетной кабины.
6.24. В туалетных помещениях устанавливают настенные или навесные вешалки с индивидуальными ячейками для детских полотенец и предметов личной гигиены, хозяйственные шкафы, шкаф для уборочного инвентаря.

СанПин – это нормативный документ , который регламентирует санитарные и гигиенические нормы , установленные государством. В данном случае речь пойдет о нормах для детских дошкольных учреждениях. В документе СанПин 2.4.1.3049-13 описываются требования, которые определяют наполнение групп, микроклимат и освещение в игровых помещениях, а также нормы по питанию детей и многое другое. В России в настоящее время действует СанПин, утвержденный в 2013 году. Нормы и правила, прописанные в данном документе, распространяются и на текущий 2015 год.

Согласно общим требованиям СанПина к детским садам все нормы и правила должны соблюдаться в одинаковой мере, не зависимо от организационно правовой формы учреждения или вида дошкольного учреждения . В то же время не следует ориентироваться на указанные правила детским группам, размещенным в жилых квартирах или ломах, так называемых семейных группах.

Одним из основных контролирующих органов, осуществляющих надзор за исполнением норм и правил СанПина является Роспотребнадзор. Кроме этого региональный и федеральный комитеты образования и прокуратура.

Возраст детей, которых принимают в детские сады в соответствии с СанПином, составляет от 0,2 до 7 лет. Количественное наполнение групп в дошкольных образовательных учреждениях рассчитывается исходя из площади комнаты, в которой будет заниматься и играть группа. Для разных возрастов детей установлены разные нормы:

  • Для групп до трех лет полагается не менее 2,5 кв. метров на одного ребенка;
  • Для групп с возрастной категорией от трех до семи лет полагается не минимум 2 кв. метра на одного ребенка.

Расчет производится исходя из фактического количества детишек, находящихся в группе. Ознакомиться с обзором характеристик ткани саржа.

Режим дня

В последних изменениях СанПина правила и нормы, относящиеся к распорядку дня детей, находящихся в дошкольном образовательном учреждении , сокращены практически вдвое. Непрерывное бодрствование ребенка от 3 до 7 лет не должно превышать 6 часов, малышам до 3 лет нормы устанавливаются в зависимости от медицинских показаний. Ежедневные прогулки минимум должны составлять 3-4 часа, всего дважды в день – до обеда и после дневного сна. Для каждого возраста в СанПине указана норма продолжительности сна в сутки, которая в среднем составляет 12 часов в сутки, из которых минимум 2,5 часа должны быть днем.

Самостоятельная деятельность детей в дошкольной образовательном учреждении должна быть не менее 4 часов в день. Сюда относятся игры, подготовка к учебе, соблюдение личной гигиены. Данные требования касаются детей в возрасте от 3 до 7 лет. Для детишек в возрасте от 1,5 до 3 лет непрерывная самостоятельная деятельность не должна превышать 10 минут, то есть по 10 минут в первую и вторую половину дня. Образовательная нагрузка для детей разного возраста регламентирована так же в документе. Главное, что такая деятельность должна проводиться каждый день в первой и второй половине дня. Стоит отметить, что образовательная деятельность , которая требует более высокой активности и напряжения ума, должна быть организована в первой половине дня. Читайте обзор норм выдачи спецодежды по профессиям.

Требования, относящиеся к продолжительности прогулки детей, носят теперь рекомендательный характер и устанавливаются исходя из погодных условий, которые весьма разнообразны по всей территории нашей страны. При правильно организованной прогулке дети получают более половины необходимой потребности в движениях за сутки. СанПин рекомендует в качестве двигательной активности для детей применять:

  • Утреннюю гимнастику;
  • Физкультуру как на воздухе, так и в помещении;
  • Физкультурные минутки;
  • Различные активные игры;
  • Ритмику;
  • Специальные спортивные занятия;
  • Тренажеры;
  • Плавание.



Для детей в возрасте от 5 до 7 лет среди необходимой физической нагрузки следует обеспечить до 8 часов оздоровительно-воспитательной деятельности в неделю. Кроме этого необходимо включить комплекс по закаливанию воспитанников, которое заключается в проветривании помещений, умывании холодной водой, упражнения и прогулка на свежем воздухе.

Точные нормы по нахождению групп разных возрастов в бассейне можно прочитать в тексте регламентирующего документа. После посещения бассейна детей можно выводить на прогулку не ранее чем через 50 минут, дабы предупредить переохлаждение.

Обработка

Согласно СанПину кварцевание групп в детском саду необходимо проводить дважды день согласно графику и после этого осуществлять проветривание.

Мытье и обработка игрушек в детском саду по СанПин необходимо производить ежедневно после ухода детей домой. В самых младших группах – дважды в день. Игрушки, предназначенные для игр на улице моют сразу после того как вернулись с ними с улицы. Также необходимо обрабатывать игрушки только что приобретенные, это необходимо делать мыльным раствором в течение 15 минут, затем ополоснуть в чистой воде. Моющее средство, которым обрабатывают игрушки должно быть безопасно для детей.

В соответствии с нормами СанПином смена постельного белья в детском саду должна производиться по мере его загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Стирка белья и полотенец осуществляется либо в прачечной дошкольного учебного заведения , либо специальной организацией, с которой составлен договор на оказание прачечных услуг.

Пищеблок



В каждой группе детского сада должна быть оборудована мойка для мытья посуды с горячей и холодной водой по СанПину. Посуду сначала очищают от остатков пищи, потом моют губкой с добавлением горчицы и соды. Далее моют в воде температурой 50 градусов с добавлением хлорки, затем ополаскивают в воде не менее 70 градусов и сушат на предназначенной для этого решетке. Ежедневно один раз посуда должна быть подвергаться кипячению в чистой воде.

Если возникло подозрение на появление заболевания, передающегося через продукты питания, тогда посуда должна после очистки и мытья должна обрабатываться и дезинфицироваться в растворе хлорамина или хлорной извести в течение 30 минут, затем тщательно ополаскиваться и просушиваться.

Вся посуда в ДОУ должна быть промаркирована согласно СанПину. На каждой кастрюле должна быть надпись для какого блюда она предназначена, маркировка наносится масляной краской.

Витаминизация в детском саду по СанПин проводится с учетом состояния воспитанника, при обязательном контроле медработника и с оповещением родителей.

Если в меню не включены витаминизированные напитки, то витамины добавляются в третьи блюда - компот или кисель, при определенной температуре

Нормы помещений и оборудования

В СанПине по бассейну в детском саду четко прописано, какие должны быть помещения вблизи бассейна и чем оборудованы, также какой персонал необходим в бассейне. Особое значение следует уделить уборке и дезинфекции бассейна. При хорошей циркуляции воды в бассейне, полная замена воды должна производиться в течение 8 часов. При отсутствии циркуляции следует производить ежедневный слив воды. Очистка же чаши для плавания должна осуществляться ответственными за это работниками. Каждый день производиться обработка душевых, туалетов и раздевалок. Генеральная уборка ежемесячно. Осуществлять контроль за качеством воды в бассейне необходимо раз в сутки.

Цветы высаживаются во дворе детского сада с целью разделить площадки для игр от хозяйственных зон. По СанПину нельзя высаживать плодоносящие, ядовитые и колючие растения.

Ростовка мебели в детском саду по СанПин должна быть одной группы и соответствовать таблице, приведенной в указе. Каждой группе роста детей должна соответствовать ростовка мебели.

Маркировка мебели в детском саду по СанПину должна производиться по цвету в зависимости о ростовки мебели.

СанПин для персонала

Весь персонал, в том числе и воспитатели детского сада, при приеме на работу должны проходить мед. осмотр и аттестацию на знание санитарных норм . Далее каждые два года проводится проверка на знание тех же норм, а также регулярно проводится тестирование воспитателей. Например, тестирование «ФГОС дошкольного образования». Все воспитатели ДОУ обеспечиваются спецодеждой.

Медсестра детского сада по новому СанПину должна иметь минимум среднее медицинское образование и иметь опыт работы не менее 3х лет. Наличие медицинской книжки обязательно, каждые три месяца должен проводиться медосмотр. При работе опирается на документ должной инструкции и правила внутреннего трудового распорядка.

Видео

Смотрите ан видео питании в детских садах по СанПину:

Как говорится, предупрежден – значит вооружен. Не стоит пренебрегать изучением или хотя бы ознакомлением различных правовых документов. В таком случае вы всегда будете владеть ситуацией.

В помещениях для детей в возрасте от 1 года до 4 лет должны быть четырехместные столы; для средней, старшей и подготовительной групп детского сада используются двухместные столы. Столы размещают не более чем в 2 ряда и таким образом, чтобы свет падал слева. Расстояние от слепящей зоны окна должно быть не менее 0,45 м (лучше 1 м), а между рядами не менее 0,45 м.

Для дошкольников мебель выпускается 6 групп, которые имеют соответствующие характеристики (таблица 1.13).

Таблица 1.13.

Размеры и маркировка столов и стульев для детей дошкольного возраста.

Группа мебели

Цвет маркировки

Ростовая группа, см

Высота стола над полом, см

Высота сиденья над полом, см

Изготавливают детские кровати двух типов:I- кровать детская с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет;II- кровать детская для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Их функциональные размеры представлены в таблице 1.14.

Таблица 1.14 .

Функциональные размеры кроватей для детей 3 - 7 лет.

Для профилактики инфекционных заболеваний минимальная дистанция между кроватями должна быть 0,3 м (от ложа), расстояние от наружных стен до кроватей - 0,7- 1 м. В дошкольных группах допускается использовать раскладные кровати с жестким ложем и встроенные одно- и двухъярусные.

Гигиенические требования к мебели школ.

Мебель современных образовательных учреждений подразделяется на следующие группы:

1) для учебных классов:

Столы ученические одноместные и двухместные со стульями соответствующей группы;

Столы ученические лабораторные для специализированных кабинетов (физики, химии, биологии);

Столы компьютерные;

Шкафы для учебных пособий;

Тумбы для технических средств обучения и тумбы под доску для учебных пособий;

Классные доски различных модификаций;

2) для библиотек:

Стеллажи библиотечные двух- и односторонние;

Наборы библиотечные;

3) для столовой;

4) для учебных мастерских;

5) для раздевалок;

6) для актовых залов.

Основная школьная мебель (парты, столы, стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Каждый школьник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с длиной его тела, состоянием зрения и слуха. Рассаживание учащихся за партами (столами) производится с учетом их длины тела (в обуви). Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп с цветной маркировкой (таблица 1.15).

Таблица 1.15.

Размеры школьной мебели и ее маркировка.

Номера мебели

Группа роста, мм

Высота над полом крышки края стола, обращенно-го к ученику

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья

Оранжевый

Фиолетовый

Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку . Цветовая маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

Таблица 1.16.

В настоящее время в школе используются классные доски нескольких видов:

Для письма мелом;

Для письма фломастером;

Для письма мелом с нотным станом (музыкальные);

Для объявлений пробковые.

Удобными являются доски, изготовленные на основе стального эмалированного листа.

В зависимости от цвета эмали используются доски для письма мелом (зеленого цвета) и фломастерами сухого стирания (белого цвета).

При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния:

Между рядами двухместных столов - не менее 60 см;

Между рядами столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70 см;

Между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50-70 см;

От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100 см, а при наличии оборотных классов - 120 см;

От демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100 см;

От первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;

Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860 см;

Высота нижнего края учебной доски над полом - 80-90 см.

Парты, столы и стулья расставляются в классе по номерам: меньшие - ближе к учебной доске, большие - дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от размера, ставятся впереди. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду.

Школьники с ревматическими заболеваниями, часто болеющие (ангина, острые воспаления верхних дыхательных путей), необходимо рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее 2 раз в год учащихся, сидящих в IиIIIрядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их длине тела.

Наблюдение учителя за ребенком в процессе урока позволяет отметить отклонения от правильной позы и в последующем установить их причины.

Ширина рабочего места за столом должна равняться сумме длины двух предплечий с кистями плюс 3-4 см на свободу посадки. Высота стула должна равняться длине голени с прибавлением 2 см на высоту каблука.

Глубина стула должна быть не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра.

Необходимо обращать особое внимание на случаи, когда размеры парты (стола), стула соответствуют размерам сидящего за ними, а посадка ребенка не соответствует

гигиеническим требованиям. Это свидетельствует об отсутствии выработанного навыка правильной посадки.


Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Действующий СанПиН 2.4.1.3049-13 принят 15 мая 2013 года, и вступил в силу с 30 июля 2013 года, взамен утратившему силу СанПиН 2.4.1.2660-10 .
Выдержка из СанПиН 2.4.1.3049-13:

6.5. В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и должны быть подобраны согласно группе роста детей. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

6.6. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице 1.

Таблица 1. Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста

Группа роста детей (мм) Группа мебели Высота
стола (мм)
Высота сиденья
стула (мм)
до 850 00 340 180
свыше 850 до 1000 0 400 220
с 1000 - 1150 1 460 260
с 1150 - 1300 2 520 300
с 1300 - 1450 3 580 340
с 1450 - 1600 4 640 380

6.7. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.

6.8. Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и антибликовое или матовое покрытие.

6.9. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

6.12. Во вновь строящихся дошкольных образовательных организациях в составе групповых должны быть предусмотрены отдельные спальные помещения. Спальни оборудуются . При проектировании групповой допускается предусматривать наличие раздвижной (трансформируемой) перегородки для выделения спальных мест (спальни), которые оборудуются раскладными кроватями с жестким ложем или на трансформируемыми (выдвижными, выкатными) одно - трехуровневыми кроватями.

6.13. В существующих дошкольных образовательных организациях при отсутствии спален по проекту или недостаточной площади имеющихся спальных помещений допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно - трехуровневых кроватях. При использовании в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья. Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.

Будет письменный стол. Вопрос этот важен и требует предварительной проработки. Выбрать письменный стол для ребенка будет не сложно, если знать всего несколько основных параметров.

Важные сантиметры

Прогуливаясь по мебельным магазинам, присматривайте стол для ребенка следующих размеров:

  • длина рабочей поверхности – 1м;
  • ширина – 60-80 см;
  • глубина для ног – 40-50 см;

Это основные размеры, на которые следует обратить внимание.

Как определить нужную высоту письменного стола?

Стандартно столешница располагается в 53 см от пола. Это подойдет для ребенка ростом до 115 см. Более гибко решать вопрос регулировки высоты поможет мебель-трансформер. Многие производители сейчас предлагают «растущие» столы или парты . И в этом есть свой резон. С помощью механизмов регулировки можно подобрать наиболее комфортную высоту и наклон столешницы.

Чтобы проверить, правильно ли подобрана высота, есть небольшие секреты.

1. Если ребенок, сидя за столом, опустит руку вниз, то идеальным будет расположение его локтя ниже столешницы на 5-6 см.

2. На рабочей поверхности локти должны располагаться свободно, ноги стоять на полу под прямым углом. При этом расстояние от коленей до столешницы должно быть 10-15 см. При правильном расположении столешница окажется на уровне солнечного сплетения ребенка.

3. И еще один секрет правильной высоты стола. Поставив локоть на стол, ребенок должен суметь коснуться своего глаза кончиком среднего пальца. Если эти условия соблюдены, то высота стола выбрана правильно.

Наклон столешницы

Очень рекомендуется, чтобы письменные столы для детей имели наклон рабочей поверхности. Если приобрести такой стол не удалось, позаботьтесь о приобретении специальной подставки для тетрадей и книг. Она должна обеспечивать наклон 30°

Дополнительная комплектация письменного стола

Ребенку для учебы и прочих занятий всегда нужно много мелочей. Избежать хаоса на рабочем столе помогут ящики и открытые полки. Дети любят, когда у них есть свое личное пространство . А если ящики можно запирать на ключ, то там они смогут хранить свои маленькие секретики.

Если в комплектации стола предлагаются тумбы, лучше всего, чтобы они были на колесиках. Тогда их можно будет легко передвинуть на другое место при необходимости.

Цветовое исполнение стола для ребенка играет немаловажную роль. Слишком яркие, насыщенные цвета могут привести к быстрой утомляемости. Поэтому для письменного стола ребенка лучше выбирать приглушенную палитру.

Письменный стол и компьютер

Сейчас сложно обойтись без компьютера. Поэтому лучше сразу предусмотреть для него место на письменном столе ребенка.

Лучше всего для компьютера подойдут двухуровневые столы, с выдвижной панелью для клавиатуры. Они могут располагаться в углу, экономя место в комнате.

Безопасность и экологичность

Стол для ребенка должен быть гладких обтекаемых форм. Фурнитура не должна иметь резких граней.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot