Тротуарная плитка прочно занимает лидирующее место среди строительных изделий, используемых для устройства покрытий на городских улицах, площадях и индивидуальных участках. Неоспоримое доказательство такой популярности налицо в любом городе, посёлке и на частных подворьях. В данной статье рассмотрим, как положить тротуарную плитку на бетонное основание.
Чаще всего плиточное покрытие устраивается:
В зависимости от способов изготовления различаются следующие разновидности:
В состав тротуарных плиток обычно входит пескобетон с добавлением гранитной крошки, известняка, сланцев или резиновой крошки. Реже добавляется базальтовая крошка.
У первых двух видов ровная верхняя поверхность может подвергаться термической обработке, что делает её нескользящей.
Наиболее распространённая квадратная брусчатка со сторонами по 10-ть см при толщине от 3-х до 10-ти см.
В качестве основания под плиточное покрытие могут использоваться:
Плитка может укладываться на уже существующие бетонные стяжки или на вновь устроенные.
Хоть в первом случае выполнение работ значительно проще и быстрей, укладка плитки на бетон является необходимой для обеспечения получения стабильного и долговечного покрытия в следующих случаях:
Бетонная основа под укладку брусчатого покрытия обладает следующими достоинствами:
Существующие минусы:
При применении для мощения любых разновидностей изделий, они должны соответствовать следующим требованиям:
Различаются следующие способы мощения на жёсткую основу:
Состав и последовательность выполнения работ:
В некоторых случаях бордюры устанавливаются мастерами после бетонирования основания. Этот вариант, при самостоятельном выполнении работ, не рекомендуется к исполнению. Для защиты краёв площадок от осыпания грунта и создания бетонного основания с ровными краями монтируется опалубка из досок толщиной 40-к мм, которую придётся тщательно раскреплять. Если бордюры устанавливаются сразу, то они сами будут служить опалубкой. Плюсы такого варианта:
Заливку бетона выполняют не ранее чем через сутки после фиксации бордюров. Перерыв можно использовать для устройства армирования (дорожки, на которые не будет заезжать автотранспорт и тяжёлая техника, можно не армировать). Толщина бетона принимается раной 15-ти см при отсутствии армирования и 20 см при наличии арматуры. При наличии подвижных пучинистых грунтов толщина может увеличиваться до 40 см.
Армирование выполняется сетками, связанными из стальной или композитной арматуры диаметром до 10-ти мм и ячейками от 15-ти до 20-ти см. Сетки располагаются вверху, на расстоянии около 5-х см от верха бетона, с укладкой на бетонные подкладки. Можно выполнить заливку в два этапа: уложить слой бетона около 10-ти см, тщательно выровнять, на свежий бетон уложить сетки и выполнить заливку бетонной смеси до требуемой отметки.
При заливке больших по площади площадок, через каждые 3 м необходимо устраивать температурные швы из досок, закладываемых на всю толщину бетона. На дорожках такие швы устраиваются через каждые 6-ть м. До начала затвердения бетонные доски удаляются, а получившиеся швы заполняются горячим битумом.
Отмостки вокруг зданий обычно выполняются шириной до 1-го м. Вначале проводится обследование состояния отмостки после чего выполняются следующие операции:
При выполнении работ собственными силами стоимость мощения уменьшается минимум в 2 раза. Дополнительно, как правильно положить тротуарные плитки, можно прочитать в технической литературе или проконсультироваться со специалистами, это поможет избежать порчи дорогостоящих материалов и обеспечит долговечность покрытия.
Зачастую люди, родившиеся и выросшие в городе, отказываются от приобретения загородных домов и участков, так как последние ассоциируются у них с грязью, испорченной обувью и многими другими, неприглядными для горожан моментами. Однако цивилизация не стоит на месте, и сегодня в распоряжении мастеров появилось множество способов организации пространства дачного участка и облагораживания загородной территории, благодаря которым можно навсегда забыть о непроходимой грязи. Одним из таких способов является обустройство тротуара с помощью плитки, обладающей прочностью, долговечностью и высокими декоративными характеристиками. Несмотря на то, что укладка тротуарной плитки - не единственный способ благоустройства приусадебной территории, зачастую отдают предпочтение именно ему, за его простоту, относительную дешевизну и отсутствие необходимости в использовании специализированного оборудования (например, асфальтного катка при асфальтировании участка или плоскостного трамбовщика бетона при бетонировании территории). Еще одной отличительной особенностью плиточного покрытия, которую можно отнести к преимуществам, является возможность взять технологическую паузу в процессе обустройства тротуара, чего нельзя сказать об асфальтировании и бетонировании. Учитывая актуальность темы, мы посчитали нужным рассказать о процессе укладки тротуарной плитки. В связи с тем, что неотъемлемым этапом укладки плитки является подготовка площадки, в настоящей статье мы ответим на вопрос: «Как подготовить площадку под тротуарную плитку?».
Как уложить тротуарную плитку и остаться довольным полученным результатом? Для этого необходимо соблюдать определенный набор требований, обязательных при укладке указанного материала. Многие из них касаются непосредственно качества основы под тротуарную плитку. Базовые требования заключаются в следующем:
Прежде чем приступить к подготовке основы под тротуарную плитку на улице, приобретите все требуемые инструменты и материалы:
Укладка тротуарной плитки - многоступенчатый процесс, включающий несколько этапов:
Подготовка площадки под тротуарную плитку включает в себя комплекс мероприятий, сложность которых будет варьироваться в зависимости от изначального состояния грунта. Если он относительно ровный, подготовительные мероприятия будут достаточно незамысловатыми: вытравливание и выкорчевывание растительности, окончательное выравнивание грунта (устранение бугров и засыпание ям) с последующим его трамбованием.
Если в процессе выравнивания грунта вы столкнулись с большими неровностями его поверхности на значительных площадях, для подготовки основания необходимо воспользоваться специальной строительной техникой, такой как экскаваторы, скреперы и бульдозеры, а также современными контрольно-измерительными приборами, например, лазерным уровнем, называемым нивелиром.
После того, как вы стабилизировали грунт, устранив все неровности на его поверхности, и произвели его разметку с последующей установкой отметок высот, можно приступать к обустройству подстилающего слоя. Этот этап так же необходим, как и предыдущий, и выровнять площадку под тротуарную плитку невозможно без обустройства подстилающего слоя.
Подстилающий слой представляет собой своеобразный многослойный пирог, для монтажа которого потребуется ряд сыпучих каменных материалов, применяемых для подготовки основания под тротуарную плитку. Они укладываются на стабилизированный грунт в определенном порядке, в зависимости от предполагаемых нагрузок на тротуар, с последующей обязательной утрамбовкой каждого из слоев. Толщина каждого слоя является также вариабельным параметром и зависит от совокупности внешних факторов. Функция подстилающего слоя заключается в следующем:
Благодаря наличию подстилающего слоя плитка защищена от разрушения вследствие движения грунта в зимний период;
После обустройства подстилающего слоя визуально выравниваются мельчайшие дефекты поверхности, оставшиеся незамеченными в процессе стабилизации грунта, в результате чего поверхность приобретает более эстетичный внешний вид.
Существует ряд технологий, в соответствии с которыми осуществляется подготовка подстилающего слоя. Выбор каждой из них зависит от предполагаемой нагрузки на монтируемый тротуар и условий его эксплуатации.
Если на тротуар будут воздействовать нагрузки от передвигающегося грузового автотранспорта, или вы столкнулись с проблемами с природным грунтом, на который будет осуществляться монтаж, рекомендуется отдавать предпочтение первому варианту, предполагающему укладку следующих слоев:
Если вы планируете осуществить монтаж площадки, предназначенной для движения легкового автотранспорта, подготовка подстилающего слоя подразумевает укладку следующих материалов:
Если монтируемая дорожка предназначена только для передвижения пешеходов, для ее обустройства необходимо подготовить подстилающий слой, состоящий из следующих материалов:
Как уже было отмечено ранее, при выборе необходимой технологии обустройства подстилающего слоя, в первую очередь, необходимо учитывать условия, при которых будет осуществляться эксплуатация тротуарной плитки и дорожки в целом. Если тротуарная плитка будет использоваться для монтажа только пешеходных дорожек, первый вариант подготовки подстилающего слоя, предполагающий бетонирование, теряет свою актуальность. Это обусловлено дополнительными затратами, которые может повлечь за собой бетонирование.
Важно! Зачастую владельцам загородных территорий и участков, расположенных в черте города, приходилось сталкиваться с проседанием грунта, обусловленным большим содержанием суглины. В таких случаях специалисты рекомендуют отдавать предпочтение второму варианту подготовки подстилающего слоя, предназначенного для передвижения легкового транспорта.
Как выровнять двор под тротуарную плитку, если возникает необходимость обустройства подстилающего слоя в соответствии с различными технологиями? Когда один участок территории, вымощенной тротуарной плиткой, рассчитан под проезд легкового автотранспорта, а другой - только под пешеходные зоны, вполне логично, что необходимо отдавать предпочтение вариантам, выдерживающим более высокие нагрузки. Однако специалисты считают, что это лишняя трата денег и рекомендуют комбинировать несколько вариантов на одном объекте. Это позволит максимально снизить затраты на укладку тротуарной плитки.
Если в процессе эксплуатации на дорожку, мощенную тротуарной плиткой, предполагается воздействие только низких и средних нагрузок (движение людей и легковых автомобилей), укладку тротуарной плитки можно производить непосредственно на грунт. В связи с этим он не нуждается в стабилизации посредством бетонирования с последующим армированием основания.
Но, несмотря на это, необходимо учесть характеристики грунта и интенсивность нагрузок, возлагаемых на дорожку и, опираясь на полученные данные, правильно подобрать материалы для обустройства подстилающего слоя и произвести его укладку. Кроме того, современный строительный рынок предлагает ряд подстилающих материалов, на которые можно произвести непосредственную укладку тротуарной плитки. Использование этих материалов обеспечивает естественную циркуляцию осадков, что позволяет почве «дышать», чего невозможно при бетонировании или асфальтировании почвы.
Как выровнять площадку под тротуарную плитку? В современных условиях наиболее популярными являются следующие варианты:
Важно! При использовании одних и тех же материалов для подготовки подстилающего слоя, параметры готовой конструкции, такие как толщина подстилающего слоя, наличие или отсутствие геотекстиля, могут различаться. Все это вычисляется в соответствии со СНиП с учетом предполагаемых нагрузок и типа грунта.
Укладка тротуарной плитки на гарцовку актуальна в том случае, если тротуар характеризуется наличием значительного уклона. Это вполне объяснимо. Гарцовка представляет собой сухую цементно-песчаную смесь, схватывание которой происходит под плиткой при выпадении первых осадков. Аналогичного эффекта можно достигнуть, если после укладки полить плитку из шланга. Этот прием обеспечит надежное сцепление плитки и исключит ее сползание в сторону наклона.
Кроме того, специалисты рекомендуют отдавать предпочтение этому варианту и в том случае, если земля, на которую будет укладываться тротуарная плитка, не обладает достаточным водопоглощением. В связи с этим, выбирая между двумя вариантами - укладкой плитки на песок или на гарцовку, отдавайте предпочтение последнему, так как недостаточное водопоглощение почвы может стать причиной вымывания песка из-под плитки.
Важно! Укладывая плитку на гарцовку, помните, что она склонна к быстрому выгоранию под воздействием палящего солнца, в связи с чем, при работе под палящим солнцем старайтесь максимально ускориться и сократить время работы, а также обеспечить тень. Кроме того, использование влажного песка сокращает время хранения гарцовки, что обусловлено впитыванием влаги цементом и запуском процесса его затвердевания.
Данный способ является традиционным при обустройстве тротуаров. Укладка плитки на песок во многом схожа с таковой при использовании гарцовки. Она также производится на слой уплотненного гравия толщиной 10-20 см, который выполняет функцию подушки под тротуарную плитку. При этом толщина слоя песка не должна превышать 10 см, что позволит предотвратить чрезмерную усадку. Отдав предпочтение технологии укладки тротуарной плитки на песок, необходимо заранее исключить вымывание песка из-под плитки. Для этого по периметру участка, вымощенного плиткой, достаточно обустроить бордюр, который снаружи бетонируют раствором, изготовленным на основе цемента марки прочности не менее М100.
Предотвратить вымывание песка позволит и слой геотекстиля, уложенный под слоем песчаной насыпи. Укладку геотекстиля можно осуществить и по другой, более усовершенствованной технологии, подразумевающей использование двух слоев геотекстиля - один укладывается непосредственно на стабилизированный грунт, а второй - на утрамбованный слой щебня.
Данный вариант считается наиболее бюджетной альтернативой первым двум способам укладки плитки. Гранитный отсев - это материал, являющийся отходом производства щебня и состоящий из щебеночного песка и мелких осколков, благодаря чему его можно использовать в качестве основания под тротуарную плитку, а также щебеночного и песчаного слоя. При этом он легко утрамбовывается и, в отличие от песка, обладает меньшей усадкой.
Важно! Несмотря на все преимущества отсева, его самостоятельное использование не приветствуется в том случае, если грунт отличается нестабильностью и низким водопоглощением. В таких случаях обустраивают дренажный слой из щебня, после чего производят укладку тротуарной плитки на отсев. В этих случаях также приветствуется включение в технологию укладки геотекстиля.
Данная технология считается одной из самых затратных, однако зачастую без нее не удается обойтись. Речь идет о тех случаях, когда эксплуатация плиточных дорожек будет осуществляться в условиях повышенных нагрузок, которые не способно воспринимать трамбованное насыпное основание.
Суть данной технологии заключается в создании монолитной платформы, не восприимчивой к проблемным грунтам, которые склонны к деформации, растрескиванию и проседанию. Кроме того, платформа будет способствовать равномерному распределению нагрузок на тротуар. Технология создания монолитного основания включает в себя два варианта:
Первый вариант используется в тех случаях, когда произошел износ старого асфальтного покрытия, однако его демонтаж не планируется. В связи с этим, удаляют наиболее изношенные участки асфальта и заливают их бетонным раствором. Имеющиеся ямы также заливают бетоном. После этого приступают к непосредственной укладке тротуарной плитки на 2-х сантиметровый слой раствора.
Второй вариант предполагает монтаж бетонной подушки на предварительно подготовленный арматурный сетчатый каркас с размерами ячейки 10х10 см. Укладка плитки на бетонное монолитное основание чаще всего практикуется на нестабильных грунтах, а также в местах с постоянными интенсивными нагрузками, например, на автостоянках.
После того, как вы подготовили основание в соответствии с одной из технологий, рассмотренных выше, необходимо приступать к непосредственной укладке плитки. Существует множество технологий укладки, однако мы рассмотрим наиболее распространенный вариант - укладку по направляющим.
По периметру участка, на котором будет производиться укладка плитки, устанавливают колышки. Впоследствии на них будут выноситься высотные отметки, которые соединяются капроновым шпагатом. Благодаря этому приему, мы получаем верх будущего плиточного полотна. Плитку укладывают полосами шириной 3 м, длина которых определяется расстоянием от одного натянутого шпагата к другому.
Укладку плитки рекомендуют начинать от угла, наиболее близко расположенного к входной двери дома, или от основного элемента ландшафта. В процессе укладки плитки ее необходимо максимально плотно прижимать к основанию, при этом каждый элемент мощения уплотняют с помощью резинового молотка и деревянного бруска. Для этого плитку укладывают на основание, после чего, постукивая резиновым молотком через брусок, осуществляют ее максимальное прижатие. Завершив укладку плитки, производят ее окончательную обработку с помощью виброплиты, что позволит отделочному материалу окончательно встать на место. Благодаря этому приему поверхность плитки станет максимально гладкой и ровной, а на ее поверхности не будет скапливаться вода.
Осуществляя укладку плитки, позаботьтесь о покупке специальных угловых плиток с закругленными краями, с помощью которых выкладывают углы и отдельные орнаменты.
По завершению монтажа плитку засыпают песком. Для этих целей можно использовать специальный окрашенный песок под цвет плитки или контрастных оттенков, что позволит придать покрытию наибольшую декоративность.
Тротуарная плитка является одним из наиболее надежных и красивых дорожно-строительных материалов . Её часто используют для мощения тротуаров и автомобильных въездов во дворе частного дома. Стоимость работ по укладке плитки не низкая, а как класть брусчатку не все знают. Чтобы дорожное изделие было качественным, необходимо следовать технологии выполнения работ . Укладка брусчатки своими руками ведется согласно инструкции и исходя из рекомендаций.
Важно знать, как правильно укладывать тротуарную плитку, чтобы она прослужила много лет и имела красивый внешний вид . Дорожное покрытие из брусчатки облагородит не только двор частного дома, но и прилегающую территорию на улице.
Виды тротуарной плитки по материалу изготовления:
Кроме отличий по материалу, есть огромное разнообразие по цвету, форме и декору . Также, она отличается по способу укладки и технологии выполнения работ.
Преимущества укладки брусчатки:
Недостатки:
Перед тем как приступить к укладке брусчатки необходимо закупить весь необходимый материал и приобрести инструмент . Важно точно просчитать площадь выполнения работ, чтобы купить всю плитку одной партией. Если песок или цемент всегда можно докупить, то плитку будет сложно найти. Если это будет та же модель и тот же производитель, но уже другая партия, то она может не совпадать с предыдущей по оттенку или размеру.
На дорожке, вымощенной плиткой из разных партий, может образоваться смещение и довольно заметное. По этой причине тротуарную плитку нужно закупать сразу в полном объеме и даже на 10% больше для запаса.
Необходимый материал и инструмент:
Существует несколько способов мощения тротуарной плитки, они зависят от назначения дороги и вида брусчатки . Плитку можно класть на песок, цементно-песчаную смесь (гарцовку) и даже бетон , при высоких нагрузках на неё.
Несмотря на то, что существуют общеустановленные технологии выполнения кладки, у каждого мастера есть свои особенности в работе. Кто-то говорит: «Я кладу брусчатку недорого», а кто-то берёт высокую плату, но дает длительную гарантию на качество изделия. Поэтому, чтобы не задумываться о том, сколько стоит класть тротуарную плитку, необходимо знать самому, как правильно класть брусчатку.
В итоге, можно сэкономить на работе мастера и сделать качественное мощение , но при этом необходимо хорошо потрудиться. Чтобы правильно выполнить всю работу своими руками, пошаговая инструкция будет просто необходима, особенно для человека, который ранее никогда не сталкивался с таким видом работ.
Перед тем как выложить тротуарную плитку, должна пройти определенная подготовка. Нужно предусмотреть все нюансы, чтобы достичь требуемого результата . Как правильно укладывать тротуарную плитку, часто указывают сами производители брусчатки, но каждый мастер на практике уже наработал собственную технологию.
Для разметки в углах будущей дороги вбиваются колышки и натягиваются маячные шнуры. Они показывают уровень дорожной поверхности, поэтому горизонталь нужно проверять водяным уровнем. Дорога устраивается таким образом, чтобы был отвод дождевой воды.
Брусчатка кладется в углу, и дальнейшая её укладка ведется от себя, соблюдая заданный рисунок. Плитка устанавливается на гарцовку и уплотняется с помощью резиновой киянки. Уровень задается маячным шнуром. Если поверхность брусчатки выше заданного уровня, то нужно снять уложенный материал и немного убрать слой подсыпки. Если уровень поверхности ниже маяка, то можно будет сделать дополнительную подсыпку. Каждая плитка плотно подгоняется одна к другой.
При необходимости брусчатку можно обрезать болгаркой с алмазным кругом для резки камня. Уложенная брусчатка проверяется уровнем и правилом. Она должна быть устроена таким образом, чтобы стекала дождевая вода и не образовывались лужи.
Если выполняется мощение дороги, которая периодически будет эксплуатироваться автомобилем, то необходимо устроить армированное железобетонное основание. В этом случае используется брусчатка толщиной от 60 мм, она кладется на цементно-песчаный раствор.
Тротуарные модули завоевали популярность у населения страны. Правильно подобранная инструкция и произведенная укладка тротуарной плитки своими руками, позволит снизить затраты на благоустройство придомовой территории и гордиться собственными достижениями строителя.
Покрытие для тротуаров из плитки — доступный, недорогой материал для оформления территории вокруг загородного дома, подъездных дорожек. Благодаря параметрам:
На строительном рынке представлен выбор плитки по цветовой гамме, фактуре, форме, размерам. Подбирая вид покрытия в соответствие с общим дизайном участка , создают единый гармоничный ансамбль, который превратит загородный дом и двор вокруг него в завершенную картину.
Преимущество плитки — стойкость в летний зной, этот материал не:
Песок между стыками позволяет дождевой воде беспрепятственно просачиваться в землю, не оставляя луж и создавая комфорт на территории.
При рассмотрении проекта благоустройства загородного участка отметить зоны различной нагрузки :
Исходя из полученной сметы выбирают толщину фрагментов, количество материала для песчаной и гравийной подушки. Цвет плитки для укладки гармонирует или контрастирует с фоном дома . Если сложно определить цвет, лучше остановить выбор на светло-серых тонах — этот оттенок считается универсальным.
Особую роль играет качество будущей плитки. Поэтому покрытие придомовой зоны приобретать или заказывать через онлайн-маркет лучше у производителей, на базах строительных материалов. Ознакомьтесь с отзывами бывших клиентов, посмотрите сертификаты, поговорите с соседями и друзьями из тех, кто уже сталкивался с данной проблемой.
Правильно подобранные виды тротуарной плитки — отличное дополнение дизайнерских решений участка , подчеркивать рельеф территории и оригинальность созданного ландшафта. Чтобы эта красота радовала глаз владельцев и гостей, следует помнить некоторые правила монтажа своими силами и в этом поможет грамотная инструкция.
Выполняя укладку плитки руками, не пропустите важные моменты и сделайте все правильно. Первым этапом считается подготовка основания или подушки . От степени качества подготовительных работ напрямую зависит красота будущей площадки и длительность эксплуатации плитки.
Выбираем лишний грунт из тех зон, где укладывается плитка своими руками. Если на этих участках запланированы работы по прокладке инженерных сетей, проложите трубы заранее. Щебень и гравий выбирают мелкой или средней фракции. Если укладывают пешеходную дорожку, подушку делают глубиной до 15см. Для парковки — углубить основание до 20см. Эти размеры получатся после тщательного уплотнения насыпанного материала. Далее подготавливаем подушку из песка своими руками, уложенную на слой гравия.
Пошаговое видео подготовки основания под тротуарную плитку:
Однако встречаются ситуации, когда грунт на участке сложный, много неровностей и прочее. Инструкция, как поправить этот момент, представлена ниже.
Уплотнив первый слой, зону накрыть геотекстилем, чтобы в дальнейшем песок не перемешался со щебнем . Затем уплотняют песок: здесь не делают толстый слой, достаточно 5см. Проверяют горизонтальность площадок при помощи строительного уровня. Выявленные неточности дополнительно подсыпаются песком и опять утрамбовываются.
Если в зоне работ грунт характеризуется как слабый, геотекстиль укладывают в 2 слоя: перед и после гравия. Это лишний раз усиливает прочность основания.
Основание готово, теперь осталось подготовить смесь, на которую ляжет плитка. Эту смесь приготавливают в соотношении: 1 часть цемента и 5 частей песка . Выкладывают состав поверх последней подушки слоем 5см и уплотняют .
Теперь приступают к , в процессе которой следует постоянно проверять горизонтальность площадки строительным уровнем .
Видео: укладки тротуарной плитки своими руками
Процесс укладки плитки завершен, теперь осталось засыпать поверхность уложенного покрытия мелкодисперсным песком и затереть по стыкам между модулями.
Уход за таким покрытием: можно обметать, мыть даже с использованием химических средств. При повреждении одного или нескольких фрагментов плитки, ремонтировать покрытие легко:
Достать испорченные фрагменты;
Выравнять песчаную подушку;
Уложить новые плитки;
Заполнить швы новым песком.
В заключение хочу показать один ролик, как не нужно укладывать тротуарные плитки:
Чтобы тротуарные плитки служили долго, не производите работы в сырую погоду, не используйте другую засыпку кроме песка, не забивайте в швы цемент. После окончания работ по укладке вдоль периметра площадки копают траншею, насыпают щебень и устанавливают бордюрный камень. Для прочности его заливают цементом. Сооружение бордюра предотвратит расползание модулей и расшатывание. Особую прочность площадке придаст подушка из раствора 2,5см, под которой — армированное бетонное основание.
Меня зовут Ростислав, мне 37 лет, и я – строитель с двенадцатилетним стажем. Начинал я на стройке подсобником - как и многие. Работал по правилу: «принеси, подай, придержи и не мешай». Но время прошло - я вырос годами и профессионально, приобрёл личный инструмент и начал работать самостоятельно.
Первое моё правило при выполнении какого-либо проекта – это тщательная подготовка материала и инструмента для достижения хорошего конечного результата.
Речь пойдёт о технологии укладки тротуарной плитки.
Тротуарная плитка уверенно заняла свою нишу в декорации приусадебных участков, понемногу вытесняя своих прямых конкурентов - асфальтирование и бетонирование.
И самое главное достоинство это - естественное дренажирование атмосферных осадков в грунт, без их задержки на поверхности.
Перед тем как приступить к работе, прочитайте эту статью до конца, потому что в конце будут приведены расчёты с которых нам надо будет начать подготовку к выполнению.
Итак, материалы и инструменты:
Материалы
1.Тротуарная плитка.
2. Бордюры: дорожные, тротуарные.
4. Цемент марки 400.
6. Щебень, фракции 5х20мм.
7. Отсев, среднезернистый
8. Геотекстиль
Инструменты
1.Гидроуровень.
2.Колышки (деревянные или арматурные).
4.Рулетка.
5.Угловая шлифовальная машина (болгарка)
6.Ручная трамбовка или трамбовочная машина.
7. Бетономешалка.
9. Лопата.
10. Резиновый молоток, вес 400грамм.
11. Трубы направляющие 20 – 30мм в диаметр.
12.Правило или ровная рейка 50х50мм
Итак, приступая к работе на объекте, сначала необходимо тщательно высчитать квадратуру участка, на котором будут проводиться работы. Это можно сделать с помощью калькулятора, который
Следует учесть, что при заказе или покупке тротуарной плитки, нужно приобретать материал больше просчитанной площади на 5-7 %, потому что при укладке и транспортировке очень часто на плитке могут появиться сколы. Также надо учитывать подрезы и если после укладки у Вас останется 10-15 штук, они могут Вам пригодится в случае ремонта или в других непредвиденных ситуациях. Также посчитаем метраж бордюров и желобов.
Хочу акцентировать внимание на том, почему именно тротуарная плитка «Старый город». Эта плитка имеет ряд достоинств.
Во-первых: размер плитки - четырёхкомпонентный, то есть комплектация состоит из четырёх разных размеров.
С помощью этого мы можем максимально приближённо просчитать ширину и длину обустраиваемого участка, избегая по максимуму подрезки плитки
Во-вторых: плитка имеет различную цветовую гамму. Это позволяет более расширенно подойти к вопросу дизайнерского проекта обустраиваемой территории.
В-третьих: эта плитка в зависимости от назначения имеет разную толщину в диапазоне 40, 60, 80мм. К примеру - на участках обустраиваемой территории, которые предназначены только для пешеходов, рекомендуется использовать плитку толщиной 40мм..Там, где предусматривается короткосрочное движение транспортных средств – 60мм. А там где проектируется постоянная нагрузка от транспортных средств и других факторов - 80мм.
Также плитка делится на виды по способу изготовления: литая, вибролитая, и вибропресованная.
Литая - это плитка приготовленная посредством заливания жидкого бетонного раствора в формы. Без воздействия на заготовки механическим процессом плитку доводят до готовности с помощью застывания раствора в формах при благоприятных условиях. Характеризуется невысокой ценой, но невысокими эксплуатационными свойствами - боится постоянного воздействия серьёзных погодных и механических факторов.
Вибролитая – подразумевает собой тот же процесс приготовления, что и литая, но с использованием электрического вибростола, с помощью которого при изготовлении достигается более уплотнённая фактура и состав комплектующих материалов используемых при приготовлении плитки. При этом количество воды в приготовляемой смеси для изготовления плитки намного меньше чем у литой. Это влияет на сроки функционирования в эксплуатационный период.
Вибропресованная. В отличие от технологий литого и вибролитого производства плитки, при вибропрессовании бетон уплотняют не только вибрацией, но и сжатием. Установки для производства вибропрессованной плитки обеспечивают вертикальный нажим на форму с бетоном (сжатие, прессование) и одновременно подвергают форму вибрационному воздействию. Благодаря этому плотность готовой плитки выше, чем плотность литой или вибролитой. Отличие от вибролитой плитки состоит в количестве воды. Для вибропрессования используют «сухие» смеси с минимальным количеством воды. Подвижность таких бетонов мала, поэтому вибрационное воздействие без дополнительного прессования не заставит смесь полностью заполнить форму. Минимальное количество воды в смеси для вибропрессованной плитки увеличивает ее прочность, стойкость к истиранию и снижает способность впитывать воду (морозостойкость). Прочность, стойкость к истиранию и воде увеличивают присадками и добавками.
Бордюры также отличаются по типу:
На сегодняшний день цветовая гамма бордюров очень многообразна. В принципе, цвет и даже размер можно обсудить с заводом изготовителем или с поставщиком при приобретении комплектации на строительный участок.
Желоб водосточный . Основным предназначением водосточного желоба является отвод дождевой или талой воды к дренажному колодцу или дождеприемнику, а в упрощенном варианте – к месту сброса. Бетонные водостоки состоят из отдельных готовых желобов, а по форме они различаются:
Открытые водостоки достаточно безопасны и удобны в обслуживании, но в случае сильного ливня они не справляются с потоками воды. Углубленные бетонные желоба прикрываются металлическими защитными решетками во избежание травм и для возможности беспрепятственного проезда транспортных средств.
Решетки предохраняют водостоки от попадания внутрь крупного мусора, но чистить лотки требуется периодически.
Бетонный желоб может выполнять дополнительную функцию – декоративную. Часто при укладке тротуаров используют разные виды, формы и цвета плитки. Водосток в этом случае может стать своеобразным разделителем.
Водосточные желоба, как и бордюры, могут быть подобраны под цвет плитки, или наоборот, выделять какие-то сектора на обустраеваемой территории.
При расчёте желобов и бордюров также нужно учитывать 5-типроцентный запас на участки подрезки и сложности монтажа.
Приступая к объекту и сделав все расчётные работы, выполняем в первую очередь разбивку территории. Определяемся согласно проектному плану или плану согласованному с заказчиком, на какие сектора будет разбиваться территория,какие участки нужно выделить в высотном плане - то есть: площадки под беседки, барбекю, пандусы или брустверы, уклоны, места прохождения желобов и точки сброса воды. На своём опыте скажу, что если работы производятся на территории частного жилого сектора, то все уклоны обустраиваются на максимальном расстоянии от построек, то есть, после произведённых работ, должно визуально казаться что постройки находятся выше тротуарной или проезжей части участка. Это делается для того чтоб максимально отвести влагу от построек.
Все работы начинаются с подготовки основания. На участке, где будут производиться работы, снимается верхний слой грунта, чтобы по максимуму удалить корневую систему растений, (не более 40см) и углубиться на нужную нам глубину для засыпки основы под плитку. Надо понимать, что все уклоны по площадке необходимо начинать делать уже при выравнивании земляного полотна. Тогда и подсыпанные слои лягут равномерным слоем, создавая и корректируя нужный нам уклон. Если вы мостите участок небольшой площади и у вас достаточно сил чтобы снять необходимый по толщине слой грунта, можно сделать это с помощью кирки и лопаты. Удалив грунт, подчистите дно корыта, чтобы удалить бугорки и кочки. После этого нужно тщательно затрамбовать земляное полотно с помощью трамбовки, или виброплиты. Без этих инструментов невозможно качественно уплотнить поверхность земляного корыта. Укладка подстилающих слоев и плитки на не уплотненный грунт приведет к проседанию отдельных участков покрытия.
Чтобы узнать на какую глубину нам нужно снимать грунт, нужно забить колья по периметру участка. Если участок большой или имеет скрытые участки, значит нужно разбить один большой участок на несколько небольших - видимых. На этих кольях с помощью гидроуровня, отбиваем «горизонт» (как это правильно сделать, я писал в статье « Устройство армопояса под мансардную кровлю»). Когда у нас горизонтальные метки есть, мы определяемся с уклонами площадей. Уклон необходим для того, чтобы атмосферные осадки не скапливались в одном месте, а отводились подальше от построек и пешеходных зон. Самый оптимальный уклон – это «Дорожный уклон».
Дорожный уклон – это уклон, который применяется в строительстве полотна проезжей части, и равен 1метр=1сантиметр. То есть, отклонение от горизонта на одном метре – один сантиметр.
Пример : если длина площади равна 10 метров, то в начале и в конце площади забиваем по колышку. Отмечаем с помощью гидроуровня горизонтальные метки, и, там где нам нужно (в начале или в конце) опустить площадь, на этом колышке отмечаем вниз 10 см. от горизонтальной метки.
Когда с уклонами и с разбивкой покончено, можно приступать к установке бордюров. Для этого в местах, где будут устанавливаться бордюры, забиваем направляющие колья и выставляем на них высотную отметку, натягиваем леску или шнурку. Это будет Высотный маяк.
Следует заметить что, если площадь плитки укладывается с уклоном, то и бордюры должны устанавливаться с тем же градусом уклона.
От высотной отметки вниз отмечаем высоту нашего бордюра, плюс 10см на подсыпку и бетон на который будет устанавливаться бордюр и, если нужно, убираем лишний грунт. Далее готовим основу, трамбуем дно, просыпаем щебнем, слоем 5см, и опять трамбуем. Готовим бетон. Бетон должен быть густой, приготовлен в пропорции 1 / 3. Одна порция цемента и три порции песка и щебня. Равномерно, лопатой, на верх протрамбованого щебня, накладываем бетон на всю длину бордюра, примерным слоем 6 -7 см. и устанавливаем бордюр так, чтобы верх бордюра был по леске, на касание.
Итак, когда все бордюры установлены и бетон начал схватываться, приступаем к установке желобов. В принципе технология установки желобов практически такая же, как и установка бордюров. Согласуем место, где будет слив воды, берём его как самую низкую точку и с помощью колышек и гидроуровня делаем разметку под монтаж желобов. Следует помнить что верх нашего желоба - это уже верх будущей плитки. Желоба нужно очень тщательно выставлять под леску, так как малейший провал в местах соединения элементов повлечёт за собой торможение слива воды и впоследствии - намерзание льда и разрушение бетонных элементов нашей площадки. Тротуарные желоба должны соединяться с трубами отливной системы построек на участке, так как во время дождя или других осадков крыши построек имеют большую площадь забора воды, и, стекая с крыши вода, будет вымывать сначала плиточные швы, а в осенне – весенний период стадия замерзания – размерзания будет разрушать бетонные элементы. Метровые желоба в целях безопасности следует накрыть специальной решёткой, которая идёт в комплекте при приобретении желобов.
Следующий этап нашей работы это – раскатка геотекстиля. Геотекстиль – это рулонный материал. Как материал он появился недавно на рынке, но имеет очень полезные функции. С помощью геотекстиля мы предотвращаем появление сорняков, которые своими корнями разрушают конструкцию основания под плитку, исключаем вымывание песка, защищаем от муравьиных нор и прочих жуков и насекомых. А также геотекстиль является дренажным материалом в нашем конструктиве.
Раскатывается он очень просто, прямо на грунтовую поверхность - там, где будет укладываться плитка, с нахлёстом на предыдущий отрезок 15см, и с небольшими вертикальными отворотами. Как правило, 10 – 15см. Сразу просыпаем небольшим слоем песка.
По раскатанному геотекстилю с помощью тачки и лопаты рассыпаем песок. Толщина слоя 4-6см. Трамбуем его с помощью ручной трамбовки или виброплиты. Большие площади лучше, конечно, трамбовать с помощью виброплиты так как она не только трамбует, но и ровняет поверхность площади. Трамбовать нужно так, чтоб по одному месту было 5 ударов или проходов виброплиты.
Когда песок выровнен и протрамбован, настилаем слой щебня фракцией 5 – 20мм. Толщина слоя щебня должна быть 15см. Этого вполне хватает для тротуаров и пешеходных зон со средней нагрузкой. Щебень нужно тоже трамбовать, и как показывает практика, ручная трамбовка здесь малоэффективна, лучше - виброплита. При трамбовке щебня рекомендуется делать так званую «расклинцовку». Расклинцовка это – смесь сухого песка с отсевом в равных долях. То есть, берём песок и отсев в одинаковых пропорциях и с помощью бетономешалки перемешиваем до однородного состояния, и когда виброплита заделала один проход по всей площади, берём лопату, набираем смесь и веерным кидком рассеваем по площади смесь. Таким образом, песок с отсевом забивают все щели, которые образовываются на поверхности щебневой основы. После расклинцовки проходим ещё раз виброплитой. Вибрация и давление помогут расклинцовочной смеси опустится в низ щебёночной подушки. Эти операции повторяем до тех пор, пока раслинцовочная смесь будет лежать тонким слоем на поверхности щебневого основания. Конечный этап подготовки основания - это полив водой из шланга. Проливать нужно тщательно и способом «падающей воды», кончик шланга поднять вверх. После поливки ещё раз протрамбовать. Если подготовка сделана правильно, основание становится ровным в плоскости и плотным.
Если на площадке, где собираемся укладывать плитку, присутствует асфальтобетон и он не плохого качества и визуально не наблюдается провалов и бугров, а по гидроуровневой высоте он нас устраивает, то можем считать что у нас подготовка готова, плитку можно ложить используя только выравнивающий отсевоцементный слой.
И ещё, песчано – щебёночное основание применяется только на тротуарах и пешеходных зонах. В местах, где присутствует транспортное движение, и постоянная большая нагрузка, тротуарная плитка укладывается на подготовленное бетонное основание.
Гарцовка это - сухая смесь отсева с цементом в соотношении 1:3. Одна часть цемента и три части отсева, без добавления воды.
На утрамбованной поверхности делаем разметку под верх плитки. Для этого забиваем колышки, попарно, в начале и в конце нашей площадки и натягиваем лески по визуальному верху плитки. Когда эта операция сделана опускаем леску вниз на толщину плитки, минус один сантиметр. Например: если плитка у нас имеет толщину 6см, то леску опускаем на 5см от уровня верха плитки. Не забываем также про продольный и поперечный уклон. Проверяем все уклоны строительным уровнем, прикладывая на касание к леске или гидроуровнем. По этим лескам выставляем наши маячные трубы. Трубу желательно выбирать круглую - так легче выставлять. Трубы выставляются на расстоянии друг от друга так, чтоб наше правило с запасом длины ложилось на трубы. Например: если правило у нас имеет длину 2 метра, то трубы выставляются на расстоянии не более 1.7 метра друг от друга. Делаем засыпку гарцовки там, где будут лежать трубы, ложим трубы так, чтоб верх трубы прикасался с леской. Затем тачкой или лопатой заполняем пространство между трубами гарцовкой и правилом стягиваем движением на себя, так чтоб гарцовка ровным слоем растянулась по всей захватке.
Если мы делаем дорожки, которые имеют ширину не более 1.5 метра можно использовать широкую, но ровную доску, предварительно вырезав в ней пазы под бордюр на толщину укладываемой плитки. В этой ситуации использование труб не обязательно.
После выравнивания гарцовки по нашей захватке, необходимо её протрамбовать ручной трамбовкой в один проход, не вынимая труб. Гарцовка сразу уплотнится и покажет места провалов, где нужно подсыпать. С помощью лопаты делаем подсыпку и опять стягиваем
правилом. И трамбуем. Эту операцию повторяем два – три раза, пока на нашей захватке не образуется идеально ровная, уплотнённая площадка. Только после этого вынимаем маячные трубы и делаем подсыпку в канавки после труб. Уплотняем резиновым молотком и подровняем с помощью мастерка.
Важный момент: при подготовке выравнивающего слоя гарцовки, нужно использовать всю приготовленную смесь, то есть, уложить, затрамбовать и уложить плитку. Так как гарцовка состоит из цемента и отсева, а отсев имеет некую степень влажности, то цемент с этой влагой вступает в реакцию и оставленная, допустим, на завтра готовая гарцовка уже не будет выполнять свои функции.
Тротуарная плитка «Старый город» имеет преимущество при укладке в том, что она имеет разный дизайн. То есть, вариантов рисунка и укладки очень много. Но сам процесс имеет некоторые правила. Во – первых: ровность швов. Через каждые три – четыре ряда проверять натянутой леской направление шва, если нужно, подравниваем ударами резинового молотка. Во – вторых: ровность по плоскости. Также, каждые три – четыре ряда, берём уровень или правило и прикладываем сверху на уложенную плитку и просматриваем нижний зазор. Он должен бить минимальный, если это не так, то так же подравняем ударами молотка, только сверху. И в – третьих: при укладке плитки каждую следует немного пристукивать молотком. Это даёт дополнительное уплотнение подстилающего слоя гарцовки.
В начале статьи я давал информацию, что расчёты будут в конце. Так вот, когда приступаем к работе по тротуарной плитки, задаём себе вопрос: на какую глубину снимать грунт и готовить основу? Так вот, сейчас мы это можем просчитать. Нам для этого нужно знать «привязочные точки», толщину плитки, особенности территории (где будут садовые дорожки, площадки, и самое главное – заезды).
Привязочная точка – это места на территории, где верх тротуарной плитки должен совпадать с элементами постройки на территории. Например: порог дома, низ ступеньки, низ выделенной площадки, и т.д.
Когда эти все данные у нас есть, мы суммируем конструктив: толщина песчаной подушки, плюс толщина щебневой основы, плюс толщина гарцовочной подстилки, плюс толщина плитки. Толщину плитки можно брать за минусом одного сантиметра. Этот сантиметр компенсируется при трамбовании уложенной плитки виброплитой. Нужно учитывать, что на территории толщина плитки может быть разная - в зависимости от технологического назначения.
Итак, когда у нас плитка положена, если есть подрезка, (подрезка это места, где не влезает целая плитка) то подрезку выполняем с помощью болгарки с диском с алмазным напылением, не забывая про средства индивидуальной безопасности (очки, перчатки), просыпаем готовые участки песком. Песок должен быть сухим, мелкокалиброванным и чистым. С помощью веника или садовой щётки распределяем песок по швам, чтоб он максимально заполнил швы, остаток песка не сметаем, а примерно равномерным слоем оставляем на плитке.
И последний этап - это трамбовка готовых площадей с помощью виброплиты. Виброплита при этом должна иметь резиновую подошву, которая идёт в комплекте с виброплитой, в противном случае, металлическая подошва может попросту разрушить элементы нашей работы. При предварительно хорошо затрамбованной подготовительной основы под плитку, достаточно будет одного прохода виброплиты по площади. При этом песок, который мы заметали в швы, немного просядет и уплотнится. Тут нам поможет тот песок, который мы оставили на площади, тем более, он хорошо высой. После трамбования виброплитой плитка выравнивается по площади, немного проседает, и уплотняется в единую монолитную платформу. После этого, ещё раз заметаем песок по площади, но теперь остатки песка выметаем, чтоб рисунок на площади набрал яркости.