Как устроен русский дом. Крестьянский быт: жилище и хозяйственные постройки

иногда, прогуливаясь по старым улицам, осматривая старинные церкви и палаты XVII века мы задаёмся вопросом: «А какой дом самый старый в Москве? Ну то есть абсолютно самый старый?» Ответить на этот вопрос не так то и просто, ведь многие древние дома веками перестраивались, да и установить точное время постройки даже реставраторам не всегда легко. Но, тем не менее попытаемся систематизировать подборку самых старых зданий Москвы по разным параметрам.

Считается самым древним храмом Москвы, хоть сохранился и не полностью. И, соответственно, самым старым зданием Москвы, ибо каменных гражданских зданий тогда почти не строили, по-крайней мере до нашего времени ничего с начала XV века не дошло. А старейшие фортификационные сооружения – это кремлевская стена, уже конец XV века. По свидетельству летописей, сам монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был выстроен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. Между 1420 и 1425 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублев и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон). В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году. В 1846-1850 гг., по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания. И, ХХ век храм встретил вот в таком виде: В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П.Н. Максимовым и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора. В 1959-1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л.А. Давида и С.С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц. По сравнению старой фотографии с видом после реконструкции можно судить, что осталось от подлинного храма XV века:

В завершение стоит сказать, что сам Спасо-Андроников монастырь отнюдь не самый старый в Москве. Самым древним считается Свято-Данилов, основанный московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского в конце XIII века. Но, таких древних построек там не сохранилось.

Самое древнее гражданское здание Москвы – грановитая палата в кремле. Годы постройки: 1487 - 1491.

Построена в 1487 - 1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Иногда ошибочно считается, что название идёт от главного зала палаты, расположенного на втором этаже. Зал перекрыт опирающимися на центральный столб крестовыми сводами, которые придают перекрытию своеобразную «огранку». Изначально называлась Большая палата. Построена на месте древней гридни (столовой). Большая палата была передним приёмным покоем дворца. Рядом с Большой палатой была выстроена Средняя палата. Перед Средней палатой было построено Верхнее крыльцо (Передние переходы). Между лестницей у Большой палаты и средней лестницей находились Красные ворота, которые вели с внутреннего двора дворца на площадь. Средняя лестница вела в сени Средней палаты. Средняя палата с 1517 года называлась Средней Золотой палатой, или просто Золотой палатой. За средней палатой находилась Столовая изба. За Столовой избой располагались терема. В 1681 году Столовая изба и Средняя Золотая палата были разобраны. В XVI веке стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668 году роспись возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. Современная нам живопись выполнена палехскими иконописцами в 1881 году в соответствии с описью Ушакова. Грановитая палата была переделана в 1684 году архитектором Осипом Старцевым. Сдвоенные стрельчатые окна были растёсаны и украшены нарядными белокаменными наличниками с колонками, перевитыми виноградной лозой. При строительстве в 1838-1849 годах Большого Кремлевского дворца здание было интегрировано в комплекс с Теремным дворцом и Большим Кремлёвским дворцом. Через Святые сени соединилось с Владимирским залом. Грановитая Палата - главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Для царицы и детей царя в Грановитой палате была устроена тайная смотрильная палатка. Смотрильная палатка находилась на западной стороне палаты, над Святыми сенями, напротив царского места (трона). В окне была вставлена смотрильная решётка. Решётка завешивалась занавеской. В смотрильной палатке царица и дети наблюдали различные пышные церемонии, включая приёмы послов. На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор. Последняя процессия прошла при короновании Николая II в 1896 году. В 1930 году лестница была убрана по приказу И. В. Сталина и в 1994 году снова восстановлена. Красным крыльцом называлась площадка перед входом в Грановитую палату. Все челобитчики, приносившие челобитные на имя царя, должны были стоять у Красного крыльца. Челобитные собирали думные дьяки. У Красного крыльца и в подклетах Грановитой палаты располагался стрелецкий караул. В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.

Самое древнее гражданское здание за пределами кремля – Английский двор в Зарядье. Годы постройки: конец XV – начало XVI века.

Эти белокаменные жилые палаты появились в XV веке и принадлежали постельничему Ивану Бобрищеву, известному также под прозвищем «Юшка». Поскольку последний, видимо, не оставил после себя наследников, в следующем веке здание стало казённым и было несколько перестроено. В 1553 году сэр Ричард Чанселлор открыл северный морской путь, соединяющий Англию с Россией. В 1556 году царь Иван Грозный, заинтересованный в налаживании торговых связей с Европой, «англичан на Москве двором пожаловал», предоставив им право свободной и беспошлинной торговли во всех русских городах, серьёзные таможенные льготы а также ряд других торговых привилегий. Такое положение вещей послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году торговой Московской компании. Англичане поставляли в Россию оружие, порох, селитру, свинец, оловянную посуду, сукно. Взамен они вывозили древесину, пеньку, канаты, воск, кожи, ворвань, меха. В качестве помещения для московской конторы британским купцам был выделен дом в Зарядье. Как и многие купеческие дома той эпохи, здание сочетало парадные покои с обширными складскими и хозяйственными помещениями (товары с помощью простого блока поднимались вдоль стены к окну склада). На свое содержание английское посольство ежедневно получало четверть быка, 4 барана, 12 кур, 2 гуся, одного зайца или тетерева, 62 хлебных каравая, 50 яиц, четверть ведра средиземноморского вина, 3/4 ведра пива, полведра водки и 2 ведра меда. Торговые отношения с Англией были разорваны в 1649 году, когда казнь в Великобритании короля Карла I спровоцировала глубокий дипломатический кризис между Россией и Англией. По указу царя Алексея Михайловича британские торговые и дипломатические представители были выдворены из страны, а имущество Московской компании - конфисковано. После англичан палатами в течение 20 лет владел родственник царя боярин И.А. Милославский. После смерти Милославского палаты снова перешли в собственность государства и были отписаны в Посольский приказ, а в конце XVII века были выделены под подворье Нижегородского митрополита. В начале XVIII века царь Пётр I организовал здесь одну из первых в России Арифметических школ. В середине XVIII века палаты перешли в частное владение, и на протяжении XVIII-XX веков зданием владели представители различных купеческих фамилий (Солодовниковых, Милас и др.). Различные владельцы постоянно перестраивали здание, и к середине XX века палаты Старого английского двора на Варварке окончательно потеряли свой изначальный вид и считались безвозвратно утраченными. В советское время дом использовался под жилые квартиры и различные учреждения. С 1949 по 1966 год здесь размещалась Библиотека иностранной литературы. Так перестроенный и надстроенный Английский двор выглядел до реставрации 1960-х годов:

В середине 1960-х, когда Зарядье уже было снесено, реставратор Пётр Барановский обнаружил за поздними наслоениями этот памятник истории и культуры. Барановский настоял на сохранении памятника, так как на его месте предполагалось строительство автомобильного пандуса. В ходе проведённого им в 1968-1969 годах исследования была выявлена историческая основа памятника, скрытая конструкциями поздних пристроек, и проведено её всестороннее изучение. Затем на основе собранной информации в 1970-1972 годах палатам был возвращён (с определённой долей приближения) облик, который они имели в конце XVI века. По сохранившимся в самой кладке стен данным были восстановлены растёсанные в более позднее время оконные и дверные проемы, а также утраченные элементы декора. Там, где свидетельства наиболее древних форм не сохранились вообще, были оставлены поздние перестройки. К примеру, на восточном фасаде здания были оставлены широкие оконные проёмы конца XVIII века.

Самое древнее гражданское здание за пределами Земляного города – путевой дворец Василия III. Годы постройки: конец XVI века.

Путевой дворец великого князя Московского Василия III (отца Ивана Грозного) обнаружен на Старой Басманной улице (дом 15). Находка стала настоящим научным открытием, ведь ранее считалось, что это красивая легенда, и от прежнего дворца ничего не осталось. Скромный на вид особнячок оказался двойным памятником. Как выяснилось при реставрации, здание послужило основой для возведения Голицынской усадьбы. Сейчас сверху размещается дом Голицынской усадьбы XVIII века. Внутри - путевой дворец, как предполагают историки, отца Ивана Грозного Василия III. Белокаменную кладку конца XVI века обнаружили, когда началась реставрация более поздней - Голицынской части. Планировка дворца сохранилась практически полностью. Историки выяснили, что построили эту своего рода царскую гостиницу на особом месте. Здесь встречали знаменитую икону Владимирской Божьей матери в 1395 году, которая, по преданию, спасла Русь от нашествия Тамерлана. К сожалению, исторические памятники пострадали от нашествия непрофессиональных реставраторов. Над обликом дома на Старой Басманной сначала потрудилось время, а потом штукатуры и маляры из ближнего зарубежья. Так здание выглядело до недавней неудачной реставрации:

Внутрь здания попасть невозможно: новые арендаторы царевых палат предпочитают держать двери на замке. Пока бесценные белокаменные своды запечатали гипсокартоном. Реставраторы не теряют оптимизма: владельцы меняются, а здание остается. Есть надежда, что в будущем появится возможность провести еще какие-то работы.

Самое древнее из ныне жилых зданий – палаты Голицыных. Годы постройки – вторая половина XVII века.

Палаты Голицыных (Кривоколенный переулок, 10) – старейшее из зданий, которые и в настоящее время остаются жилыми. Три каменных здания (главный корпус и два длинных боковых флигеля) с фрагментами построек конца XVII - начала XVIII вв составляли городскую усадьбу, с 1760-х гг. принадлежавшую П.Ф. Голицыну и уже тогда имевшую симметричную планировку, что делает её ранним примером строительства по упорядоченной планировочной схеме. Флигеля торцами вынесены на красную линию, главный корпус отодвинут в глубь двора. Ранее считалось, что палата XVII века сохранилась лишь на первом этаже главного дома, но несколько лет назад реставраторы обнаружили, что второй, и даже третий этажи тоже были построены тогда же, в XVII веке! Во флигелях обнаружены сводчатые палаты с 2-сторонним освещением, фрагменты карнизов из профилированного кирпича. В 1859 здания были расширены пристройками и получили свой современный вид. Дом жилой и по сей день. Со стороны внутреннего двора к дому примыкает весьма живописный палисадник с гамаком и столиками:

Конкурентом этому зданию до недавнего времени являлись надстроенные палаты Гурьевых, стоявшие в соседнем Потаповском переулке. Тоже жилой дом, но в связи с пожаром 2009 года он был выселен.

Самая древняя пятиэтажка – солодёжня в Симоновом монастыре. Годы постройки: XVI – вторая половина XVII вв.

Высота этого здания действительно впечатляет – мы видим пятиэтажный дом XVI-XVII веков! Четыре этажа, и ещё высокий чердак, который по сути является пятым этажом. Согласно сохранившимся документам, это здание предназначалось для хранения монастырских продовольственных запасов. При всей скромности его архитектуры и здесь видна рука опытного зодчего, умело использовавшего расстановку оконных проемов для ритмического членения фасада и соорудившего некогда существовавшую эффектную галерею на столбах с широкой лестницей. С востока к торцевой стене здания, в свое время богато украшенной, фигурным фронтоном, поднималась вторая лестница, ведшая на третий этаж, что было обусловлено неписанным правилом иметь наружные, а не внутренние лестницы. Первый этаж сушила, состоявший из двух палат по сторонам сеней свидетельствует о влиянии планировки жилых построек. Зальную помещения второго и третьего этажей (своды второго сейчас выломаны), поражающие обилием света, говорят о воздействии новых планировочных форм общественных и промышленных зданий того времени. Конкурентом этому зданию является теремной дворец в Кремле, который по сути тоже 5-этажный, но там всё не так явно, верхние этажи построены в XVII веке на более ранних палатах, и объём его получился ступенчатым, не таким вертикальным, как солодежня.

“Купить старинный дом” – звучит как романтическое предложение. Не всякий способен оценить ностальгическую привлекательность “пожившего” дома, стены которого хранят историю. Старые дома имеют особый характер, так что новые им в этом уступают.

Эти огромные дровяные камины, отделка и молдинги из древесины, и эти потолки с деревянными балками – вся эта роскошь отличает старину от массовой безликости современных жилищ. Безусловно, когда подворачивается такой вариант, всякая мещанская предвзятость кажется неуместной. Тем не менее, тщательное (едва ли не судебно-медицинское) исследование совершенно необходимо, прежде чем покупать старый дом. За красивым фасадом может скрываться катастрофическая действительность, день ото дня готовая обратиться в руину. Как купить дом, достойно несущий своё отягощающее, но прекрасное наследие, а не угодить в историческую яму, забитую прогнившим водопроводом, зловонной канализацией, оборванной и агонизирующей электропроводкой и “поехавшим” фундаментом?Вот кое-какие соображения, которые направят ваши мысли о старинном доме в правильное русло.

Важнейшие усовершенствования

Крыша и окна. Это то, что должно быть изменено в первую очередь и совершенно обязательно.Всякая крыша, преодолевшая порог 10-15 лет, начинает требовать ремонта – чем дальше, тем настоятельней. Старые крыши начинают течь и осыпаться, теряя свои изоляционные свойства и приводя к значительному ущербу.Старые окна, как правило, худы – то есть никудышны в борьбе за сохранение тепла. Более того, их вполне можно отождествить и с летней духотой, и с зимним сквозняком – огулом.

Большой удачей будет попасть на хозяев, обновивших окна и крышу перед продажей. В противном случае, первым решением на пути к новому старому дому должны стать восстановительные работы на этом фронте.

Старину придётся корректировать

Современный вкус диктует общие ценности сего дня: открытая планировка, просторные помещения, в том числе уборная, ванная и спальня. К несчастью, такое виденье не составляло предмет восхищения прошлых веков.

Скорее всего старинный дом будет значительно уже ваших ожиданий,особенно, когда речь зайдёт о санузле или спальнях. И конечно не стоит надеяться на дополнительные пространства для хранения.

Разумеется, очарование старинного дом ещё какое-то время может затуманивать вам глаза, но однажды вы всё же столкнётесь с тем, что теснота старинного уклада заставляет полюбить и новые веяния. Как бы то ни было, перестройка дома – это ещё один (и существенный!) пункт трат, связанных со старинным домом.

Старинный дом – это старинные технологии

Вообще, использование старинных технологий и строительных материалов ассоциируется не только с ветхостью, но и со старомодной добротностью. Штучное, рукотворное производство связано с представлением о долгосрочных качествах и прочных основаниях не возможных в при современном темпе жизни. Именно по этому старинные дома до сих пор сохраняются невредимыми – они строились долго и надолго.

Какой строитель сегодня вздумает тратить своё время и время заказчика на то, чтобы собственноручно обтёсывать потолочные балки? Именно за такие детали влюбляются в старинные исторические дома. Но, к сожалению, весь этот ностальгический шарм рука об руку идёт с ворохом проблем.

Старинный дом – это неминуемо собирательное определение, за которым кроются так же и старинные коммуникации, старинное отопление, старинные окна, крыша,изоляция… Что это значит? Объём! Объём дорогостоящих и трудоёмких работ по восстановлению утрат и осовремениванию дома.

Таким образом, первым шагом на этом пути должно стать не окончательное приобретение дома в собственность, но исследование и оценка его состояния со стороны компетентных подрядчиков, инженеров и строительных инспекторов.

Дома с характером

Дощатые деревянные полы,массивные и изощрённые ремесленные двери, непостижимая индивидуальность планировки – старые дома, без всяких оговорок, обладают особым шармом.

Современные постройки, даже будучи построены по целиком индивидуальному проекту, со всем тщанием и знанием технологии, с плюсами в виде современных и рабочих коммуникаций и удобств, всё же не могут тягаться со старыми домами по атмосфере и всем бесчисленным деталям, свидетельствующим о старине и бог знает ещё о чём.

И не стоит забывать, что старинный дом – это не только лишь он сам. Это окружение, органичная среда – не новый пригородный посёлок. Усаженные могучими деревьями улицы и причудливые окрестности не появляются в одночасье – и самая удачная копия на старинный дом не может похвастаться тем, как изящно утопает один из её флигелей в зелени старинного палисадника, а другой невероятно произрастает из арки ворот невесть когда стоявшего тут монастыря.

Осовремененная старина

В поисках идеального старинного дома не трудно впасть в крайности, очаровавшись изысканными деталями. Как часто случается, что польстившись, скажем, антикварной ванной, на изящных гнутых ногах водружённой посреди комнаты, по прошествии недолгого времени новоявленные хозяева обнаруживают, что не дурно было бы вместо этого реликта заиметь привычную душевую кабину, не требующую ни церемониала, ни лишних хлопот.

И здесь следует не смешивать две очевидно противоположные вещи: комфорт и антураж. Что может помешать вам сочетать обыденную простоту душевой кабины и очарование антикварной вещицы в одном помещении?

Эклектизм такого соседства не должен вызывать у вас никакого двоемыслия. Ведь, во-первых, эклектика – едва ли не основная отличительная черта современности в истории стилей, а во-вторых, и правда: старинный дом не следует автоматически воспринимать музеем эпохи: вы планируете здесь жить, и стоит сделать всё, чтобы ваша жизнь не обернулась здесь прозябанием музейного смотрителя.

Дом с секретом

Эклектика, особенно столь невинная, сколь невинно смешение старины и новинок, может быть совершенно очаровательна. Что же может получиться, если, руководствуясь этим принципом, пойти несколько дальше? Например, оставив один лишь , переориентировать весь дом в сторону радикальной современности.

Разумеется, если вы не можете сказать о себе без обиняков, что вы архитектор высочайшего класса, стоит передоверить эту тонкую работу высококвалифицированным специалистам: тонкая грань между реновацией и форменным вандализмом не всегда очевидна.

Обратитесь в историческое общество

Вынашивая план перестраивания старинного дома на новый лад, стоит сперва навести кое-какие справки. Поинтересуйтесь у местного исторического общества или вовлечённых соседей: возможно, в том месте, где вы мыслите поселиться, существуют какие-либо запреты или ограничения на проведения подобных работ?

Зачастую старинные дома обладают некоторой исторической ценностью, по крайней мере как часть ансамбля исторической застройки. В таких случаях всякие манипуляции с домом придётся согласовывать.

Чтобы не столкнуться с ситуацией, в которой, по неосмотрительности, вы из счастливого буржуазного домовладельца вынуждены будете влачить бремя смотрителя и блюстителя сохранности старины, следует обеспокоиться выяснением этого вопроса заранее. Вообще, разрешение этого вопроса следует передоверить вашему агенту, чтобы переложить ответственность за ваши покой и безопасность на плечи компетентного .

Гигантомния

И вот ещё один маленький момент: а приходилось ли вам задумываться над тем, как себя будут чувствовать в вашем новом старом доме ваши полюбившиеся вещи? То есть, уверены ли вы, что все ваши приобретения, вроде роскошной хозяйской кровати, мамонтовидного двухкамерного холодильника, домашнего кинотеатра – что все эти признаки достатка вообще смогут уместиться в вашем “реликварии”?

Буквально. Дело в том, что в старину дома строились иначе, без скупости наращивались широченные стены – от того дверные и оконные проёмы зачастую существенно уже и ниже, чем те, к каким мы привыкли сегодня. Разумеется, всегда можно распланировать расширение дверей и модернизацию внутренних пространств, также зачастую клаустрофобичную. Однако, следует понимать, что все эти проекты – это дополнительные – и изрядные! – статьи расходов в вашем безразмерном списке.

Резюмируя

Стоит ли приобретать в собственность старинный , не будучи готовым принять его таким, каков он и есть – старым?

Разумеется, идя на поводу у очарования возраста дома, не стоит обходить стороной протекающую крышу или сквозящие оконные рамы. Но многие из “причуд” этого “пенсионера” в своей совокупности и составляют его шарм. Помните, что скрипящие половицы и “вредные” двери – это во многом не просто докучающие мелочи, но носители обаяния места.

Вообще, следует понимать, что приобретение старинного дома – занятие не для слабонервных. И обновление, латание, обживание этакого “чуда” может занять даже и годы. Подумайте несколько раз прежде, чем окончательно склониться в сторону такого решения. Но, уж решив тут хозяйничать, будьте готовы ко всему! В конце концов лучше подготовиться к тому, что вас ждёт бесконечное волнение и разочарование, а в итоге обнаружить, что всё совсем не так и куда как лучше и безобиднее!

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

Обзор небольших домов довоенной эпохи, удивляющие своей внешней красотой и архитектурой. Наш рассказ пойдёт не совсем об этих зданиях, а о том, что находилось внутри них. В одном из них было большое количество старой литературы, некоторые книги датируются 1950х годов, а в другом доме были найдены... о находках и многом другом внутри:



Ростов-на-Дону - прекрасный город с огромной многовековой историей, поражающий своей красотой и уникальностью. В настоящее время наш город всё больше и больше становится небольшим мегаполисом, центром "пластика", а "старый" Ростов уступает место этой новизне, но не всегда и не везде!
Многие центральные улицы пестрят различными вывесками магазинов, высотками-уродами, новой плиткой... но стоит только спуститься чуть-чуть ниже к Дону, как мы попадаем в небольшой, исторический, отдельный город в котором до сих пор царит атмосфера 19-20 веков. Эти улички и места привыкли называть "говнярка, гетто, цыганскими посёлками" и прочее, но люди делают это зря, так как именно здесь находится огромное количество старинных домов, каждый из которых имеет огромную вековую историю, дух прошлых владельцев этих домов и многое другое. О некоторых из них и пойдёт наш новый блог, точнее о том, что мы нашли внутри некоторых из них.

В нашем городе огромное количество старинных домов, усадьб, поместий - многие из них находятся до сих пор в довольно-таки хорошем состоянии или же стоят на учёте федеральных памятников, которые защищаются законом и их сносить\перестраивать нельзя. Но есть и такие, которые давно никому не нужны и делать с ними что угодно может любой богатенький дядя. Первый дом не совсем подходит под выше написанный текст, но тем не менее он заброшен уже несколько лет:

Когда-то я постоянно проезжал мимо красивого красного дома, видел жизнь внутри окон, детей в небольшом внутреннем дворике... Но, к сожалению, в нём случился пожар и теперь и этот дом стоит заброшенным, не считая его левой части - куда пламя не добралось, там и по сей день живут люди:

Ещё до пожара домик выделялся среди остальных построек этих улиц, пусть и нуждающийся в капитальном внешнем и внутреннем ремонте:

К нашему удивлению, в этом здании когда-то жил известный архитектор: Марк Владимирович Григоря́н (1900 — 1978) — советский архитектор. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1940). Заслуженный архитектор Армянской ССР (1969 Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). ЧленВКП(б) с 1945 года.

Краткая биография:

С 1920 по 1923 годы учился в трех ростовских университетах, откуда неизменно отчислялся «по происхождению». В 1920—1922 годах одновременно учился в художественной школе имени Врубеля.
В 1924 году переехал на жительство в Армению и поступил на архитектурное отделение технического факультета Ереванского университета, которое окончил в 1928 году. С 1939 по 1951 год занимает должность главного архитектора Еревана. В 1951—1955 годах — заместитель начальника управления по делам архитектуры при Совете Министров Армянской ССР.

С 1955 года и до конца своих дней — директор республиканского проектного института «Армпромпроект». Лауреат Сталинской премии СССР 1951 года за проект здания ЦК КП Армении (1949) и Государственной премии Армянской ССР 1971 года за создание в 1950-е-60-е ансамбля площади Ленина в Ереване. В Ереване им были созданы многие административные постройки, жилые дома, музеи. Жемчужиной творчества Марка Григоряна считается здание хранилища древних рукописей — Матенадарана (1959).

Журналист Марк Григорян является внуком архитектора Марка Григоряна.

Награды и премии:

заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1940)
заслуженный архитектор Армянской ССР (1969)
Сталинская премия третьей степени (1951) — за архитектуру здания ЦК КП(Б)Армянской ССР в Ереване
Государственная премия Армянской ССР (1971) — за создание ансамбля площади В. И. Ленина в Ереване
орден Ленина
орден «Знак Почёта»
различные медали.

Узнав об этом, меня удивила данная ситуация - такой прекрасный дом, с довольно известным архитектором, который когда-то здесь жил и заброшен? - Увы, заброшен.

Посещение нашего дома далось не легко, так как все окна и двери сейчас заколочены намертво. Попав в него, сразу же замечаем небольшой столик на веранде внутреннего двора, на котором лежало несколько книг:

Данные книги датировались от 1950х годов, некоторые из них при перелистывании рассыпались прямо в руке. На одной из них была даже подпись, которая тронула за душу:

Рядом валялось огромное количество другой литературы, но рыться в ней нам не дали добросовестные соседи, которые приняли нас за вандалов или воров, погрозив вызвать полицию, которая к слову находится сразу же за домом. Делая вид, что мы покидаем данный дом, попадаем в него через некоторое время заново, но уже пытаясь оставаться незамеченными.

Итак, мы внутри дома. Всюду полнейший хаос и разруха, страшно представить себе, что испытывали люди во время пожара и после него, без слёз не взглянешь как говорится:

Внутри были высокие потолки, красивые росписи, но от былой красоты не осталось ныне ничего. Зайдём в чью-то бывшую квартиру:

Большое количество мебели осталось на месте, как и прочих вещей. Складывается ощущение, что вот-вот придут жители этого дома, включат телевизор и усядутся смотреть его...

мир, труд, май...

В конце нашего хождения по дому попадаем на кухню, так как попасть в остальные комнаты не предоставляется возможным. К сожалению, сейчас чувствуется только запах гари, хотя когда-то здесь наверно пахло приятной свежеприготовленной пищей:

Пришло время прощаться с данным домом, его историей и горькой судьбой, чтобы отправится в не менее печальное место, которое так же пострадало после пожара:

Прямо в центре города, находится дом, 4-5 этажа, большой, с внутренним двором. Сие здание находится так же после пожара, из-за которого почти весь пятый этаж провалился на третий и четвёртый соответственно

В комнатах осталось очень много вещей, мебели - всё то, что не успели вынести жители этого здания. В некоторых комнатах пыль и пепел по 2-3 см. Весь потолок, пол, стены - почти всё прожжено, ходить очень опасно, почти все стены перекошены из-за падения пятого этажа и крыши на нижние перекрытия.

Так как внутри просто огромное количество утвари, да и попасть в него нам удалось почти сразу же после пожара - нам это место было как никогда интересным для исследования и фотографии. В различных комнатах стоит большое количество мебели, причём целой! Кое-где разбросана литература бывших жильцов.

бог не помог:

Как не странно, но и здесь уже побывали мародёры и игруны, о чём свидетельствуют надписи в больших количествах, которые они оставляли всюду - на стенах, дверях, окнах... Ума хватает пока только на это.

Наш дом красив был не только снаружи, но и внутри, о чём свидетельствует например единственная сохранившаяся деревянная лестница:

или различные красивые архитектурные решения и росписи внутри помещений:

Такие красОты были только в некоторых комнатах, скорее всего богатеньких дядей, так как остальные были совсем просты и схожи с коммуналкой.

Среди вещей при первом походе можно было обнаружить совсем редкие в наше время. Приятно порадовал тетрис, вернув меня на несколько минут в детство:

Были и компьютерные клавиатуры, детские игрушки, одежда - всё, что не успели вынести во время пожара, а после него видимо запретили, признав здание аварийно опасным.

и вправду, рукописи не горят:

Но опять-таки, вандалам и бомжам это не мешает и в нашем походе их было замечено очень много, которые были заняты поискам чего-то ценного в кучах барахла. Единственной ценностью были ещё не срезанные провода и счётчики:

В 2011 году упало ещё одно перекрытие и попасть в здание можно было только на первый этаж, а также на второй, но если иметь навыки скалолазания и бесстрашие. Уже в 2012 году закрыто наглухо и скоро будит снесено... Вот такая ещё одна печальная история, пожар - это действительно страшно.

Наш следующий дом так же является заброшенным, но только уже не по причине пожара, а из-за времени, которое не жалеет никого и ничего, в том числе и наш дом:

Данная постройка ничем не отличается от других в нашем городе, которых сотни, а то и тысячи на различных улицах города. Правда если брать конкретную улицу, то всё же отличия есть, но об этом попозже. Для начала заглянем внутрь. Возле входа в здание нас приветливо приглашает подняться на верх вот такая деревянная лестница, уходящая в темноту:

Поднявшись по скрипучим от времени ступенькам, мы попадаем в небольшой коридор, откуда идут разветвления в различные комнатки бывших жильцов. Удивительно, но здесь нет мусора! Конечно кроме того, что забыли забрать отсюда бывшие жители - вещи, бытовуха, мебель и прочее. Даже трудовая книжка была:

В отличии от вышеописанных домов, наш был оснащён старой печкой, которая к нашему приходу уже была разобрана вандалами, а точнее искателями старинных кирпичей с клеймами, которые нынче стоят не дёшево:

Разумеется бомжи здесь тоже постарались и пытались найти что-то ценное, например вот в таких футлярчиках, надеясь на то, что там окажутся драг металлы, цепочки и украшения, но увы:

Похоже, что особенностью заброшенных ростовских домов являются - клавиатуры, которые нашли мы и здесь, третий дом и третья клавиатура, пора бы нам уже свой компьютерный магазин открывать...

Так как на втором этаже смотреть больше было не на что, спускаемся обратно, вниз, чтобы посмотреть на первый этаж дома:

На первом этаже признаков когда-то бурлящей жизни мы нашли побольше, всё те же пластинки:

И опять религия, которая и тут не помогла, котче наш:

один из жителей дома:

и музыканты тут жили тоже:

Уже выходя на улицу, мы вспомнили про чердак на который так и не залезли - "раз уж смотреть дом, так смотреть полностью", о чём мы позже не пожалели. Испачкавшись как шахтёры, находим первую вещь:

Записка 1910 года, а точнее повеска для бывшего жителя этого дома от городского санитарного врача:

Собственно текст, приятно удивил старый стиль написания:

Отойдя от шока первых находок, идём по чердаку дальше, где находим инструкцию к ГП-1 ! Вот это для нас было совсем приятной находкой, правда при перелистывании, да и просто поднятии её с пола, она начала рассыпаться в руках:

Ну и последнее на сегодня, ГП-2 в отличном состоянии. Данный противогаз разрабатывался исключительно для гражданского населения в 1936 году как Г.Т.6 (гражданский тип6). Но после упрощения и удешевления конструкции был принят на снабжение в конце 30-х. Серийный выпуск был налажен в 40-ых годах. В конце 40-ых выпуск был прекращен. На базе противогаза выпускались детские уменьшенные противогазовые маски. Вот он собственной персоной:

Интересно, откуда они там и зачем?... Хотя есть одна особенность: дома выше 2х-3х этажей на этой улице редкость, да и возле нашего дома находятся небольшие постройки, похожие на дома для прислуги. Вероятнее всего нашей пострйоки очень много лет и существует он ещё с довоенной эпохи. Да и владелец был исходя из этого не из бедных - отсюда и противогазы и многие другие старинные вещи.

Также были найдены и монеты 18** года (последние две цифры на монете затёрты) и многое другое, но увы, этого всего уже там нет - так как дом ныне снесён до основания и на его месте уже закладывается фундамент для очередного "дома-уродца".

Отдельное слово хотелось бы сказать и про другие постройки, но размер блога не позволит описать их всех, а ведь у нас их огромное количество, чего только стоит дом Врангеля, до этого Платова:

Или совсем современная постройка, полностью заброшенная 9-ти этажка:

Таких "прелестей" в нашем старинном городе огромное количество. С одной стороны для нас, исследователей - это хорошо, а с другой - мы теряем нашу историю на глазах, вскоре и показать детям кроме фотографий будет нечего.

Старые дома своего рода лицо города, отобразившие в себе эпоху, жизнь и смысл своего времени...

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

WikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Если вы владелец(ца) старого дома, то вы, вероятно, в какой-то момент задумывались о том, кто спал в вашей спальне задолго до вас, когда последний раз меняли сантехнику или почему этот призрак продолжает прятать ваши ключи от машины. Расследование истории вашего дома не только захватывающее путешествие в прошлое, но и возможность узнать, как он был построен, и как его следует содержать. Чтобы изучить историю вашего дома, попробуйте выполнить следующие действия.

Шаги

    Посетите местный суд или историческое общество. Они имеют доступ к официальному серийному номеру вашего дома. Когда дело касается земли и собственности, наиболее официальный учет осуществляется с помощью совершенно другой системы, учитывается не тот знакомый вам адрес (тем более, что с течением времени адреса и названия улиц меняются).

    • В старых районах, регистрационная система земельного имущества, сама, возможно, изменились с течением времени. Местные, государственные или окружные конторы, регистрирующие земельные сделки или местные исторические общества должны быть в состоянии найти официальный номер участка (или его эквивалент), относящийся к вашему дому. Это поможет остальной части вашего исследования пройти гладко.
  1. Пока вы там, попросите копию оригинального разрешения на строительство. Разрешение на строительство, обычно, кладезь информации, оно включает в себя исходные размеры дома, строительные даты и стоимость, а также имена архитекторов, подрядчиков, и/или первоначальных владельцев.

    • Проверьте историческое общество или окружной суд на наличие копии разрешения.
    • Обратите внимание на то, что за их услуги может взыматься небольшая плата (кто-то хоть иногда должен смахивать пыль со старых архивов), все же это хорошая цена за дорогостоящую информацию, содержащуюся в этих документах.
  2. Откопайте и достаньте новую копию выписки о вашем имуществе. Это документ, содержащий все акты и юридические сделки, связанные с вашей собственностью. Это даст вам информацию обо всех предыдущих владельцах вашего дома. Вы могли получить эту копию при приобретении дома, в противном случае, вернитесь в окружной суд (или распечатайте ее и принесите с собой в качестве контрольного списка)!

    • Просмотрите историю изменения цены купли - продажи. Иногда значительное увеличение продажной цены в течение короткого периода времени, означает, как правило, достройку здания или помещения или что был сделан большой ремонт. Проверьте разрешение на строительство, в котором перечислены типы строения, даты строительства, сведения и владелец(ца).
    • Если вы живете в Соединенных Штатах, посетите местный или окружной суд, чтобы посмотреть реестр земель. Реестр обычно находится в офисе земельного кадастра или в бюро записей. Спросите реестр записей именно для вашей собственности.
    • В США эта информация индексируется по номеру участка и блока в городе, а также по разделению поселковых территорий и сельской собственности.
  3. Просмотрите архив газет вашего города. Их, как правило, можно найти в библиотеке, хотя вы могли бы испытать удачу и в историческом обществе или в окружном суде, где они ознакомят вас с положением дел на данный момент.

    • Ищите упоминания о строительстве по соседству, предыдущих владельцах собственности, и любые объявления о продаже или аренде, имеющие отношение к вашему адресу. Если вам повезет, вы сможете даже найти старые фотографии.
    • Ищите в прошлом. Названия улиц и номера изменяются с течением времени, так что не ныряйте так сразу в старые записи, ожидая найти знакомые ориентиры.
    • Найдите подходящий период времени. Если вы знаете, например, когда ваш дом был построен или резко вырос в цене, проведите дополнительный тщательный поиск вокруг этого события в разделах как "здания " и " архитектура".
  4. Посетите местный муниципальный плановый орган. Найдите офис, который выдает разрешения на строительство, оценивает налог на недвижимость, или записи продаж дома. Они также должны иметь публичные записи, относящиеся к вашему дому. Часто старые дома могут переходить от одного владельца к другому по завещанию или по другому виду передачи имущества, и эти данные могут быть не внесены в реестр. Вы можете посмотреть топографические карты, чтобы найти информацию о достроенных или снесенных частях здания.

    • В жизни мы можем быть уверены только в двух вещах, одна из них - налоги, поэтому отличным местом, для начала поисков станет офис оценщика подведомственной ему области. Эксперт ведет учет стоимости, подлежащей налогообложению, и там могут быть учтены старые оценки, описывающие дом в мельчайших подробностях. Вы также можете проверить старые каталоги города (аннулированные телефонные книги, содержащие список домов по адресам), историю округа, демографическую статистику и данные переписи населения.
  5. Тщательно осмотрите ваш дом. Вы сможете узнать многое, просто осмотрев его. Ознакомьтесь с тем, как он был построен и какой тип строительных материалов был использован.

    • Осмотрите стены и профиль дома. Ищите первоначальные материалы, такие как кирпичи камина.
    • Конструкция дома могла резко измениться за эти годы, и вы можете найти некоторые подсказки относительно того, когда ваш дом был построен, какие существенные изменения он пережил, и какой был доход у первоначальных владельцев.
    • Попробуйте посмотреть под крышкой бачка для воды в туалете. Под крышкой, обычно, находится дата - штамп, что даст вам приблизительное время того, когда ваш дом был построен, так как туалет, предположительно, был установлен вскоре после его изготовления. После того как вы закончите, не забудьте установить крышку обратно.
    • Вы также можете получить представление о том, как давно были перестроены комнаты. Например, различные стили шкафов и бытовая техника на кухне, каждые несколько лет то пользуются популярностью, то выходят из моды. Коричневые обои в шотландскую клетку или холодильник цвета авокадо, 70-е кричали громче, чем комната полная танцоров диско, поющая песню Y.M.C.A.
  6. Поговорите с вашими соседями. Если вы новенький(ая) в этом районе и хотите разузнать историю вашего дома, то давние соседи могут вам в этом помочь.

    • Спросите их, кого из предыдущих жильцов они знают, и проводили ли жильцы ремонтные работы, о которых они могут вспомнить. Кроме того, расспросить соседей о вашем доме - отличный способ растопить лёд между вами.
    • Если они смотрят на вас странно и, спросив "А вы не знаете...?", убегают прочь, даже не предложив печенье, значит, в вашем старом доме прячется действительно интересная история!
    • Если вы с вашими соседями станете хорошими друзьями, то даже сможете попросить разрешение изучить структуру их дома, чтобы получить подсказки о вашем собственном. В некоторых районах есть много похожих домов, построенных в одно и то же время (так называемые типовые дома), то ли с целью практичности то ли следуя последним архитектурным тенденциям.
    • Например, согласно газете The New York Times, козырьки над крыльцом были чрезвычайно популярны в 50-х и 60-х в Нью-Йорке, но сейчас они выходят из моды и многие домовладельцы пытаются убрать это "бельмо".
    • Через 50 лет домовладельцы будут платить огромную сумму денег, чтобы их старый дом был модернизирован по последнему слову моды и радовал глаз: навес над крыльцом.
  7. Найдите предыдущих владельцев, чтобы выяснить, какие улучшения были сделаны. Информацию о владельце также можно получить, проследив историю владения землей. Как только вы узнали, кто владел этой землей до вас, найдите их с помощью функции поиска в интернете или воспользуйтесь многочисленными коммерческими услугами, доступными для поиска людей. Беседа с бывшими владельцами позволит вам получить более полное представление об оригинальном состоянии дома. Конечно, сказать легче, чем сделать, особенно если вы ищете владельца(цу), который(ая) умер(ла) сотни лет назад. В этом случае вам может понадобиться профессиональная помощь в делах такого рода. Как сказал Маршалл Маклюэн, "Средство есть сообщение".

    Исследуйте историю вашего района. Там может оказаться гораздо больше доступной информации о вашей местности, чем о вашем доме, и она может внести огромный вклад в погружение истории вашего дома. Для очень старых домов, которые, например, в основном встречаются в большинстве стран Европы, информация об окрестностях может быть единственной информацией о ранней истории дома.

    Собирайте любую информацию, чтобы создать хронологическую картину вашего дома. Выясните, как и когда он был построен, когда были добавлены или снесены различные его части, а также какие природные явления могли внести свои изменения.

  8. Попробуйте найти фотографии вашего дома прошлых лет или домов по соседству, чтобы получить представление об изменениях, произошедших с момента, когда фотографии были сняты.
  9. Если вам предстоит сделать много копий в государственных архивах или библиотеках, всегда спрашивайте сколько нужно заплатить за экземпляр (если информация о стоимости отсутствует).
  10. Посетите местный исторический музей или поищите информацию в интернете.
  11. Поищите единомышленников.
  12. Используйте справочные залы и компьютеры, чтобы отыскать необходимую информацию. Ищите исторические документы и списки адресов бывших владельцев.
  13. Предупреждения

  • Будьте осторожны при посягательстве на личную жизнь предыдущих владельцев или их родственников. Они могут иметь болезненные воспоминания, о которых не хотят вспоминать, или просто не хотят, чтобы их беспокоили. Иногда, лучше собирать информацию, не связываясь лично с бывшими жильцами. В любом случае, уважайте их желания, если они не захотят уделить вам время для разговора.
  • Будьте осторожны при обращении с хрупкими, старыми документами. Это могут быть единственные доступные записи. Защитите документы с помощью прозрачных конвертов для архивов (их можно будет купить в художественных магазинах или в магазинах для рукоделия) и храните документы в папках. Папки будут полезны в некоторых ситуациях.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot